Супружеская пара из Нефтекамска, находясь на грани развода, пытается поделить годовалого сына. После очередной ссоры женщина прогнала главу семьи и отдала ему ребенка, а теперь требует его обратно. Тот, в свою очередь, предоставил доказательства, что жена употребляет наркотики и опасна, однако суд встал на ее сторону. Сейчас мужчина с сыном находятся в бегах. Подробности — в материале UFA1.RU.
Истерила, пила и наркоманила
По словам Дениса (все имена изменены в целях сохранения безопасности ребенка. — Прим. ред.), его жена Эльвира всегда отличалась взрывным характером, но до рождения сына в апреле 2020 года еще как-то могла себя контролировать. Мужчина утверждает, что его супруга начала устраивать скандалы на пустом месте, злоупотребляла спиртным и наркотиками, при этом продолжала кормить ребенка грудью, а иногда даже била его.
— Я не раз заставал ее дома абсолютно пьяной, находил наркотики, — рассказывает UFA1.RU Денис. — Пытался вразумить, вызывал полицию, но ничего не выходило — она продолжала пьянствовать и устраивать истерики.
Во время очередной ссоры в январе 2021 года Эльвира угрожала затравить сына, но после вручила его мужу и выставила их обоих из дома. Произошедшее во время конфликта мужчина записал на видео.
Спустя неделю мать мальчика обратилась в отдел опеки, заявив, что муж скрылся с их сыном. Супруг, в свою очередь, сообщил, что его жена пьянствует, употребляет наркотики и представляет угрозу для ребенка. Специалисты опеки проверили его заявление и убедились, что женщина лечилась в психоневрологическом диспансере, а также привлекалась за нанесение побоев и ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Однако на состоявшемся в апреле 2021 года заседании суд определил место жительства ребенка у матери. Но Денис решению судьи не подчинился и скрылся вместе с сыном.
— Я не мог ей оставить ребенка, потому что она представляет [для него] реальную угрозу, — говорит мужчина. — Если сейчас она получит ребенка, то сама тут же с ним скроется и больше я его не увижу.
Бил, врал, изменял
Решение первой инстанции в законную силу пока не вступило. По словам Дениса, он уже подал жалобу в Верховный суд Башкирии и надеется, что там тщательнее разберутся в их деле. Мужчина намерен лишить супругу родительских прав.
Эльвира заявляет, что ее муж сам провоцировал все семейные скандалы: регулярно изменял жене и пропадал из дома. По словам женщины, Денис то и дело распускал руки, а однажды ранил ее ножом.
— [Когда] я родила, он начал меня бить, пинал, по квартире таскал, — говорит женщина.
Она признаёт, что проходила курс лечения в психоневрологической клинике, однако, по ее словам, это понадобилось, чтобы пережить постоянно возникающие дома ссоры и скандалы. Она не отрицает, что употребляла наркотики, но считает, что к этому ее толкнуло поведение мужа.
— Я нашла у него наркотики, один раз попробовала, он как будто специально их оставил, — рассказывает UFA1.RU Эльвира.
Сейчас она уверяет, что пытается найти сына, вернуть его и лишить мужа родительских прав. Ранее, в январе, она подала заявление на алименты, но теперь утверждает, что готова от них отказаться, лишь бы ни ей самой, ни ее сыну не пришлось иметь дела с Денисом.
Права на ребенка имеют оба
Оба супруга отвергают взаимные обвинения. В нефтекамском отделе опеки подтверждают, что за Эльвирой действительно тянется шлейф поступков, которые вызывают опасения за безопасность ребенка.
— Мы изучили заявление Дениса и нашли подтверждение его словам, поэтому суду рекомендовали определить ребенку место жительства с отцом, — объясняет UFA1.RU начальник отдела опеки и попечительства Нефтекамска Лариса Акрамова. — Но обычно ребенка оставляют с матерью, бывают лишь редкие исключения, и, видимо, эту ситуацию суд таким исключением не посчитал.
Однако, по ее мнению, поведение Дениса также не совсем целесообразно, поскольку сейчас он действует вопреки судебному решению.
— Он может попытаться обжаловать решение суда и лишить ее родительских прав, она намерена сделать то же самое, — говорит Акрамова. — Но мы проверяли дома и его, и ее — у обоих есть всё необходимое для воспитания ребенка, поэтому оснований для лишения родительских прав любого из них нет.
В то же время она признаёт, что ситуация действительно очень сложная. Дело находится на контроле уполномоченной по правам детей в Башкирии Миланы Скоробогатовой. UFA1.RU обратился к ней за разъяснением, но ее помощники сообщили, что омбудсмен пока не готова дать оперативный комментарий. По мнению Акрамовой, сторонам конфликта так или иначе придется прийти к какому-то согласию.
— С точки зрения закона мы делаем всё, что можем, — говорит она. — Но им надо взять себя в руки, успокоиться и договориться. От того, что происходит сейчас, страдает их ребенок — здоровый, хороший мальчик.
Ребенок — не предмет торга
Как объясняет юрист, в споре за ребенка преимущество находится у Эльвиры.
— Ребенок, которому меньше трех лет, может проживать только с матерью, это обусловлено понятными физиологическими причинами. После уже отец имеет право поставить вопрос о лишении ее родительских прав — через суд, а до того такого спора быть не может, иначе отец ведет себя недобросовестно, — говорит адвокат Роман Петров.
Касательно заявлений Дениса, что его жена может представлять угрозу для ребенка, специалист советует доказать это через правоохранителей.
— Есть органы опеки, органы внутренних дел, он должен обращаться туда и приводить свои аргументы. Если они найдут подтверждение, будут приняты соответствующие решения. Но до этого у него нет права забирать ребенка у матери и удерживать его, — объясняет юрист.
В то же время он подчеркивает, что ребенок не может быть предметом торга.
— Надеюсь, они его пополам пилить не собираются, — отмечает Роман Петров.
Мнение психолога: «Это не ссора мамы и папы»
Психолог Ольга Хафизова предупреждает, что в сложившейся ситуации ребенок может стать предметом торга, а это недопустимо. По ее словам, Денису и Эльвире необходимо вспомнить, что они являются не только мужем и женой, которые пребывают в состоянии войны, но и родителями.
— То, что она (Эльвира. — Прим. ред.) находилась в психоневрологическом диспансере, само по себе ничего не значит, — говорит Ольга Хафизова. — Учитывая ее анамнез, то, что имела проблемы с наркотиками и алкоголем, а потом, как она утверждает, осталась дома одна с ребенком, возможно (возможно!), говорит о том, что у нее возникла послеродовая депрессия. С какой стати отца лишать родительских прав — большой вопрос.
В то же время специалист отмечает, что и поведение Дениса оставляет почву для подозрений, поскольку он записал на видео жену в неприглядном виде и опубликовал в открытом доступе. В любом случае, по мнению Ольги Хафизовой, жертва в этой истории только одна, и это сын Дениса и Эльвиры.
— Это не ссора папы и мамы, это ссора двух обиженных [«внутренних»] детей, а их ребенок — это объект манипуляций, — объясняет Хафизова. — Я бы посоветовала им пройти совместную консультацию у специалиста, потому что, судя по всему, сами они с этой ситуацией уже никак не справятся.
Напомним, в Башкирии до сих пор продолжаются поиски Артёма Мазова, который, по версии следствия, на фоне семейных ссор забрал у жены двоих сыновей, а позже детей обнаружили мертвыми. Также эксперты рассказали, как максимально мирно пережить супружеский развод.