На днях в Уфе побывал Руслан Белый, креативный продюсер проекта Stand Up. Перед своим концертом он заглянул в один из уфимских стендап-клубов, где неожиданно вышел на сцену, шокировав тем самым не только публику, но и выступающих артистов.
«Гните свою линию, молодежь!»
– Руслан, как вы оказались незапланированным гостем уфимского клуба?
– Сейчас мы ездим по городам с гастролями и видим, что практически везде существуют стендап-клубы, в том числе с открытыми микрофонами, когда любой желающий может выйти на сцену и выступить. Мы подумали, что было бы неплохо заезжать на подобные мероприятия и импровизационно минут 10-15 выступать.
– И как вам уфимский стендап? Впечатлил?
– Я бы сказал, это был больше интересный опыт. (Смеется.) Ребята еще в самом начале своего творческого пути. Уфимский стендап можно охарактеризовать так: ребята идут через тернии к звездам. Но я все равно рад любым стендап-сообществам. Даже если это изначально плохо, это не говорит о том, что это плохо всегда. Когда ты только в начале пути – готовься к тому, что не всегда результат будет радовать. Но чем больше у стендап-комика было плохих выступлений, тем лучше будут хорошие.
– А ваши первые выступления тоже были плохими?
– Думаю, что мои первые года три выступлений были очень плохими. Я начал выступать в Воронеже, и это было не так блестяще, как иногда сейчас бывает. Получается, я сейчас сам себя похвалил, да? (Смеется.)
– За вами давно закрепилось звание «философа из Воронежа». А раз так, давайте пофилософствуем. Чего, на ваш взгляд, не хватает современной молодежи? Какой совет вы считаете самым важным дать новому поколению?
– Это звание закрепил за мной товарищ Гарик Мартиросян, ему, видимо, надо было как-то меня объявлять в рамках Comedy Club, вот он и придумал это определение. Сам же я себя таковым не считаю, естественно. Чего не хватает современной молодежи, я не знаю. Мне 36 лет и я не общаюсь с молодежью. А по поводу совета… Не думаю, что молодежь прислушивается к чьим-либо советам. Вспомните себя в 20 лет: разве вы хотели слышать чьи-то советы? Мне кажется, что чем меньше советов ты слушаешь, тем больше в тебе проявляется личность. А потом, уже в зависимости от воспитания и мировоззрения, будет понятно, хорошая ты личность или плохая. Поэтому гните свою линию, молодежь! Учитесь хорошо – продолжайте учиться хорошо, пьёте водку – продолжайте пить водку, потому что те, кто учится хорошо, потом будет зарабатывать на вас деньги!
– Вы рисковый человек?
– Думаю, что да. Особенно если учитывать то, что сегодня я выступал в уфимском стендап-клубе… (Смеется.)
– Бывало, что наши знаменитости, которые нередко становятся героями ваших монологов, обижались на вас?
– Знаете, чем отличаются наши звезды от западных? Их звезды всегда играют в эту игру, а наши слишком серьезно относятся к своей персоне и к своему творчеству. Потому и обижаются, да, было такое. Хотя на Западе подкалывают гораздо жестче, чем у нас. В этом плане очень тяжело Ване Урганту – в своем шоу он как-то пытается пошучивать над гостями, а они делают такие мины…
– Думаете, российский шоу-бизнес когда-нибудь эволюционирует до западного в этом плане?
– Да, но с очень большим опозданием. Это ведь степень открытости человека – умение смеяться над собой. Да и жить легче с хорошим чувством самоиронии.
– Почему Stand Up молчит о политике? Ситуации в Сирии, например…
– Мы не молчим о политике, просто очень тяжело придумать смешную шутку о политике. Нам никто не запрещает, просто мы сами пока не готовы сформулировать своё отношение к происходящему у нас в стране, в мире и так далее. Но оно появится, не сомневайтесь! Мы работаем в этом направлении. Никакие люди в кожаных плащах и черных очках не сидят за кулисами и не докладывают о наших политических шутках Путину.
– Вы часто смеетесь на работе? Бывает, что в процессе выступления накатывает дикий смех?
– Это значит, что комик придумал шутку на ходу. Если вы видите смеющегося во время своего выступления комика, знайте, что либо шутка очень свежая и продолжает его веселить, либо это импровизационная добивка или словечко. К концертам мы готовимся полгода, и за это время материальчик может порядком поднадоесть, поэтому никто над своими шутками со сцены уже не смеется.
– Поклонниц у вас, я точно знаю, немало… Как отбиваетесь от них?
– Мы ведь не такие звезды, которые светятся во всех передачах на всех каналах. Мы не самые сексуальные люди в мире. И у нас нет толп поклонников. Людям нравится наше творчество, но тяги к телу, слава богу, нет. Наш автобус не встречают толпы фанатов с желанием оторвать кусок одежды. Максимум – попросят сфотографироваться.
– Кстати, что вы обычно говорите, чтобы отвертеться от селфи с поклонниками?
– Я редко отказываю, а если и отказываю, то говорю: «Вы же отдыхаете? Вот и я отдыхаю. Давайте отдыхать!»
«Рогозин дал мне добро на нецензурную лексику»
– Вы смотрели последнее «Евровидение»? Согласны с его результатами?
– Смотрел. И абсолютно согласен с результатами, они были абсолютно честными. А вся полемика в отношении замешанной в этом политики – результат пропаганды последних 3-5 лет. Наш народ не понимает, что происходит, главное – назначить кого-то плохим и вести против него борьбу.
– В нетелевизионных выступлениях вы часто употребляете нецензурные выражения. Как вы себя оправдываете?
– У меня на живых выступлениях часто бывают прения с какими-то людьми по поводу того, что я употребляю крепкие словечки. А недавно, обсуждая всё то же «Евровидение», зампред правительства РФ господин Рогозин заявил, что в следующем году на этот конкурс нужно отправить Шнурова, чтобы тот всех окончательно послал. Соответственно, я, наверное, могу это расценивать как добро от господина Рогозина продолжать дальше употреблять жесткие словечки. Вдруг и меня когда-нибудь захотят послать на «Евровидение».
– Кто отбирает участников для рубрики «Открытый микрофон»?
– Есть абсолютно открытый кастинг, куда может прийти любой желающий. Выступил смешно – его приглашают выступить на закрытой вечеринке Stand Up, и если выступление нравится зрителям, то мы приглашаем комика выступить в программе.
– Как часто записываются концерты Stand Up?
– Мы записываем по 10 передач раз в полгода.
– Как же шутки не теряют своей актуальности?
– А вот с этим проблема. Зачастую то, что было актуально полгода назад, устаревает. Приходится дописывать какие-то формулировки, которые будут актуальны с течением времени.
– Много ли шуток вырезается цензурой?
– Не знаю, не веду такой статистики. Было один раз такое, что мою шутку вырезали из шоу Stand Up, а я ее потом рассказал на своем сольном концерте в Воронеже, и ее оставили в телевизионной версии, так что она всё равно дошла до зрителя. (Смеется.) А вообще цензура у нас на уровне «смешно-не смешно».
– Есть ли у участников шоу контракты, согласно которым они обязаны выдавать новые монологи?
– Да, такое существует. У нас есть контракт с каналом ТНТ на определенное количество передач. У каждого комика есть лимит, который надо выдать.
Смотрите шоу Stand Up каждое воскресенье в 22:00 на ТНТ.
Фото: Фото предоставлены пресс-службой ТНТ