О визите «великого» Зураба Церетели в Уфу стало известно за месяц-полтора. Забавно, но в части пышности приема ситуация стала напоминать классическую «к нам едет ревизор». Продюсеры культурного события старались на совесть. Приезд Церетели с легкой подачи художника Сергей Краснова организовала и оплатила Академия наук РБ. Расчет на то, что для нашего неизбалованного знаменитостями зрителя любое раскрученное имя – уже событие, оправдался.
Поглазеть и сфотографироваться «на фоне» пожелало более сотни уфимцев. Вспомните, точно также было с Анатолием Вассерманом. Тогда самым удачливым удалось примерить его знаменитую жилетку, а все желающие сделали снимок для потомков «я_с_онотоле». «Жирную тему» приезда Церетели растиражировали все средства массовой информации, что само по себе неудивительно. Недоумение вызывают лишь откровенный восторг и декларации о новой эре развития искусства в нашей столице. В воздухе тут же запахло совместными проектами. Например, 28 февраля было публично провозглашено соглашение о сотрудничестве и долгоиграющих планах (правда, не озвучено, каких именно) между правительством РБ, Российской академии художеств и его местными председателями с Послом доброй воли Юнеско Зурабом Церетели.
Так что мы знали о Церетели до его приезда в Уфу? Номенклатурный художник, адепт «лужковского стиля», автор несметного количества скульптур от 5 до 100 метров по всему миру. Его работы неоднозначны и часто подвергаются критике. В 80 лет он продолжает создавать монументы и дарит их разным странам. Кстати, узнав о визите этого художника, многие представители уфимского бомонда застонали: «Почему именно Церетели? Сначала Никас Сафронов, теперь Церетели!» Однако, после анекдотов и саркастических усмешек все-таки пришли на открытие экспозиции, выпили шампанское («Ну вот и отметились»), и нырнули обратно в соцсети, язвить и стонать дальше.
Кстати, кто обратил внимание на любопытный географический кульбит с названием выставки «Москва – Нью-Йорк – Париж» – это в честь городов, в которых работал и работает Зураб Церетели. Официальное открытие состоялось 5 февраля на четырех этажах Музея современного искусства в Москве. Закрытие выставки было намечено на 2 марта. Но 28 февраля в выставочном зале Академии наук РБ все увидели другое название: «Москва – Нью-Йорк – Париж – Уфа». Безусловно, стоять в одном ряду с главными культурным площадками мира – приятно и почетно. Только вряд ли название нашего города фигурирует на федеральном уровне.
Перед открытием выставки с чествованием официальных лиц академиками от науки, академиками от живописи и в обратной последовательности, как и положено, состоялась пресс-конференция для журналистов. Художественная и околохудожественная публика, светские журналисты буквально засыпали главного спикера вопросами. Выглядел процесс примерно так:
– Вы представлялись мне человеком трехметрового роста! – заявила одна дама.
– Ах, я ваша поклонница номер один! – говорит другая. – Вы так много работаете, как вам это удается?
– Это долгая история, – отвечает маэстро с неподражаемым грузинским акцентом, – какие были родители, какие педагоги...
– Это наша среда, наше поколение...
– Я не продаюсь, и потому много работаю, кхе, кхе.
Рядом сидящий Золотов, вице-президент Российской академии художеств, которому для полного сходства с А. П. Чеховым не доставало только пенсне, оживляется, вторит восхищенно:
– Да, да, вы посмотрите, он же все время, все время рисует, и даже сейчас он рисует!
Церетели подтверждает:
– Я привык рано вставать и, как закон, до 2-3 часов физической активности. Потом убегаю в Академию, в музей. И весь день в постоянном движении. Эта творческая карусель дает возможность мне жить. Я не могу, если что-то не нарисую – иногда это графика, иногда это скульптура. Когда говорят «нет настроения сегодня рисовать», я этого не понимаю. Это уже потребности профессиональные. Поэтому вот так я и живу. Так что лучшее лекарство – это искусство. Если будете непрерывно рисовать, я даю вам слово, что и у вас морщин меньше будет.
Поклонница творчества снова овладевает микрофоном и спрашивает с наслаждением:
– Одна сторона памятника у вас светлая, другая темная! А к какой стороне вы относите себя? – Ответа она так и не получила.
Микрофон часто попадает в руки представителя исторического клуба «Северные амуры». Напомним, СМИ в течение года не раз публиковал информацию о том, что инициатива северных амуров по созданию памятника башкирским полкам поддержана Церетели и что его участие в его создании – вопрос решенный. Представителю клуба пришлось несколько раз повторить свой вопрос: «А вы будете делать нам памятник?« Скульптор-монументалист то отвечал, что уже сделал памятник воинам 1812 года в Москве, то показывал фотографии проекта памятника Нуриеву в Москве и наконец возмутился: «Это слухи, и я не собираюсь их подтверждать!» Но вот показывая фотографии проекта памятника Нуриеву, произнес: «Если ваше правительство одобрит, то и вам такой же установим».
– Если бы вы сделали нам этот памятник, – горячо воскликнул «северный амур», – мы бы любили вас так же, как любим Тавасиева, автора памятника Салавату Юлаеву! Кстати, как вам понравились башкирские монументалисты?
– О, башкирские монументалисты – это прекрасно! У вас замечательные художники, – вспоминает Зураб свою только что совершенную поездку в ЦСИ «Облака». – Я сам постоянно тренируюсь, ищу тональности, полутон, тон, свет, беру одну тему и развиваю ее в своих работах. Как говорил мой педагог, когда рисуешь человека, надо не перерисовывать, а постараться передать первое впечатление, характер.
Все это Церетели произносил, держа в маленьких руках золотое перо с чернилами. Антураж мастера поддерживали браслеты, большие часы, большой перстень, красный галстук, алый платочек в нагрудном кармане пиджака.
– На моих мастер-классах, которые я провожу три раза в неделю, – по средам, четвергам и пятницам (при каждом упоминании мастер-классов маэстро еще раз четко проговаривает, в какие дни), –одни девочки, почему-то совсем мало мальчиков. То, что они рисуют, прекрасно.
Хор восторженных вопросов прервала ведущая.
– Господа журналисты, – строго сказала она из-за пьедестала, – это последний вопрос, скоро придут официальные лица, и начнется церемония открытия.
Любопытно, что в самом начале она радушно пригласила журналистов занять первые ряды кресел. Перед приходом почетных гостей из правительства ряды быстренько расчистили.
После того, как «официальные лица» поднялись на трибуну, кураисты сыграли, а на Церетели надели костюм академика, красная ленточка у входа на выставку была перерезана.
На картинах Церетели – «подсолнушки», написанные густо-положенными мазками, большие люди, огромные руки, плоские квадратные ногти, большие ступни и щедро бьющая по неподготовленному зрителю несочетаемость цветов.
Например, «Винодел Торнике. Цифровая печать, холст, масло». Сложно найти следы цифровой печати под слоем масла, а, главное, понять, зачем она здесь. Сам Торнике похож на деда мальчика из азербайджанского мультика «Говорящая рыба» («Будешь нашим королем»):
До 23 марта он и другие персонажи мира Церетели будут в Уфе, поэтому любой желающий может сам для себя решить, насколько велико и велико ли дарование знаменитого Зураба Константиновича.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Екатерина ТЕЛИНА, Наталья ЯКУНИНА
Фото: Рисунки Натальи ЯКУНИНОЙ