Славная история мирового кинематографа знает немало примеров чудесного воскрешения полюбившихся персонажей. Например, Терминатор, пристально смотревший на мир через красный зрачок-объектив из развороченной глазницы. Он, помнится, корректно самоуничтожился в емкости с расплавленным металлом, но впоследствии все же возродился, подобно мифической птице Феникс.
Казалось бы, герои культового советского остросюжетного боевика «Д'Артаньян и три мушкетера», никаким малоприятным процедурам на металлургических предприятиях не подвергались, но все же их очередного возвращения кинозрителям пришлось ожидать в течение достаточно долгого времени. И вот – свершилось! В уфимском кинотеатре «Синема Парк», имеющем резиденцию в торгово-развлекательном комплексе «Галерея ART», состоялся предшествующий грядущей всероссийской премьере показ продолжения легендарной киноэпопеи о трех мушкетерах – фильма режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Возвращение мушкетеров или сокровища Кардинала Мазарини». Таким образом в очередной раз «Синема Парк» подарил жителям Уфы первыми в республике, и практически первыми в России, возможность увидеть и оценить этот уникальный и даже, как уверяют представители творческой группы, в чем-то «рекордный» фильм.
Тут хотелось бы сделать в нашем повествовании короткое лирическое отступление и пожелать новому блокбастеру рекордности, например, в кассовых сборах – а это в эпоху глобальных экономических катаклизмов, согласитесь, немаловажный аспект. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», – с этим утверждением гениального поэта едва ли можно спорить.
Но зритель ныне пошел сплошь закаленный и избалованный качественной и разнообразной голливудской кинопродукцией. Его голыми руками не возьмешь, прямо-таки заманивать в уютный кинозал приходится. Итак, посмотрим на официальную информацию, предоставленную создателями картины – бюджет более пяти миллионов долларов, а в титрах значится по-настоящему звездный актерский состав. Чего стоят, например, такие имена, как Алиса Фрейндлих и Александр Ширвиндт, не говоря уже о таких артистах, как Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин.
Да и «младое племя» не посрамило чести героев легендарных советских кинопроизведений – взгляните хотя бы на дьявольски обаятельного Дмитрия Нагиева или романтически-страстного Антона Макарского, а также Дмитрия Харатьяна (в роли Людовика IV) или прямо-таки блистающую инфернальной красотой Алену Яковлеву. Но и это еще не все – в качестве композитора картины по традиции выступил не кто иной, как Максим Дунаевский, а в российской киномузыке это имя является стопроцентно узнаваемым брендом, который, как и вышеупомянутые актеры, одним своим присутствием уже практически гарантирует успех любому проекту.
Отметим, что зрителей, пришедших на уфимскую премьеру, ожидало не только изысканное кинематографическое угощение в виде нового фильма, но и весьма приятный сюрприз – непосредственно после просмотра состоялась творческая встреча с молодыми, но весьма популярными актерами, задействованными в масштабном проекте, – Лянкой Грыу, сыгравшей роль дочери Д'Артаньяна Жаклин, и «сыном» Атоса Раулем, а «в миру» – Данилой Дунаевым.
Господа артисты живо и непринужденно пообщались с представителями СМИ и просто со зрителями, рассказали о трудностях кастинга и самого съемочного периода, ибо, если кто не догадывается, измученная многочасовыми съемками лошадь – существо опасное и непредсказуемое, а ведение фехтовальных поединков в кадре – искусство, которому надо длительно и упорно обучаться. Обращаясь к многочисленной зрительской аудитории перед показом, приглашенные звезды отметили, что фильм, снимавшийся в течение четырех месяцев, стоил безумно дорого, так как насыщен современными эффектами, компьютерной графикой и прекрасной музыкой, и после приобщения к новому киношедевру у зрителя всенепременно должно возникнуть желание позвонить родителям, дабы «услышать их голоса».
Главное же достоинство картины, по мнению артистов, – в том, что она стала своеобразным мостом от легендарной экранизации романа Дюма, вышедшей на советский телеэкран в далеком 1978 году, в полной мере сохранив атмосферу одного из лучших фильмов советской эпохи, в наши дни.
«Смотрите наше кино, оно очень хорошее», – с таким призывом к почтеннейшей публике обратился в конце своего краткого, но весьма эмоционального выступления Данила Дунаев. «Мы очень старались и получали фантастическое удовольствие, когда это все для вас делали», – скромно резюмировал артист. «Итак – один за всех и все за одного!» – после этого клича зрители дружно устремились в зал, движимые искушением как можно скорее увидеть новые приключения мушкетеров.
Наконец воображаемый занавес распахнулся, на экране возникла старая добрая Франция – и в зрительном зале к обычному запаху поп-корна вдруг ощутимо стали примешиваться ароматы пороховой гари древних сражений, а также коварных дворцовых интриг, и, не побоимся этого слова, прямо-таки бургундского вина. С первых же кадров стало очевидно – просвещенной европейской державе вновь грозит опасность, ибо государственная казна пуста, королева в долгах, а коварный кардинал Мазарини внезапно исчез, прихватив с собой ларец, в котором содержались все королевские сокровища.
Кроме того, скрывшийся в неизвестном направлении служитель культа умыкнул главную реликвию – магическое кольцо, некогда принадлежавшее легендарному братству Тамплиеров. Но на этом плохие новости не закончились – гонцы приносят весть о том, что знаменитые герои Атос, Портос, Арамис и маршал Франции Д'Артаньян погибли – все в один день. Королева впадает во вполне понятное депрессивное состояние, ибо в скором будущем ее с большой долей вероятности ожидает экзекуция в виде смертной казни. Спасти Францию и честь королевы предстоит детям великих мушкетеров. Они еще не знали друг друга, но им пришлось стать новой командой и предпринять опаснейший вояж – отправиться в Лондон – по следам расхитителей королевской собственности.
В борьбе с опасным и могущественным противником детям с блеском удается доказать, что они унаследовали у своих отцов-мушкетеров отвагу и благородство, страсть к авантюрам, умение рисковать жизнью, когда на карту поставлены дружба, честь и любовь. Победить хитроумных злодеев оказывается непросто, но в самый критический момент битвы, отважные старики-мушкетеры во главе с Д'Артаньяном буквально снизошли с небес – и у злокозненных интриганов не осталось ни малейшего шанса для осуществления их преступных умыслов. Таким образом, во Франции вновь воцаряется благоденствие, жизнь королевы вне опасности, и окружающий пейзаж заполняется неимоверным количеством ослепительного небесного света, белоснежных голубей – словом, наступает полный и абсолютный happy end.
Как утверждают некоторые летописные источники, фильм «Возвращение мушкетеров» по праву можно занести в Книгу рекордов Гиннесса: впервые в истории кинематографа спустя 30 лет с момента выхода такого признанного кинобестселлера, как «Д'Артаньян и три мушкетера», на одной площадке собрался тот же звездный состав, включая режиссера и композитора. А с ними более 10 народных, заслуженных и просто замечательных и популярных артистов. Вызывает у вдумчивого кинокритика интерес «и такой еще разрез» – шпаги для фильма изготавливались на заказ. Они полностью скопированы с оружия времен царствования Людовика, отличие лишь в затупленном конце и незначительной разнице в весе. Сильно облегчать оружие было нельзя – несколько граммов в данном случае имеют решающее значение, ибо от веса шпаги напрямую зависит ее скорость и, как следствие, эффектность экранных трюков.
«Когда ко мне пришел мой партнер по бизнесу с идеей поучаствовать в проекте сиквела про мушкетеров, у меня затрепетала душа, я этот фильм так любил – вырос на нем, пересматривал его раз сто, наверное, – говорит генеральный продюсер картины Олег Чамин. – Это было что-то недосягаемое, легендарное, мифическое. Потом, когда мы встречались с актерами, и все собрались – Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян, я понял, что они все такие же, как тогда, и в жизни, как в кино. Это было шоком, конечно. Старости нет, ее придумали люди, чтобы оправдать лень. Сейчас нам уже не терпится показать то, что получилось. Показать атмосферу, музыку, лица, красоту этих людей – и старших и младших, весь антураж, шпаги, костюмы. Думаю, этот фильм обречен на успех».
«Шляпы, перья, шпаги – все это завораживает и нас, и молодежь, – откровенно признается Михаил «Д'Артаньян» Боярский. – Но главное – это передача характера, чувств, эмоций, позиции детям, это и является сутью фильма. Никогда ничего не кончается, кто бы ни уходил. Все возвращается на круги своя. Герои прощаются, выполнив свою миссию на земле. Но вместе с тем они не уходят с нее, а как бы оставляют на ней те принципы чести, достоинства, мужества, которые были для них основой, фундаментом взглядов и поступков».
«Зритель задал нам такую высокую планку за 30 лет существования этого фильма, что, если мы ее опустим, будет плохо, – отмечает Игорь «Арамис» Старыгин. – При этом сам зритель изменился, и думаю, что режиссер приспосабливается к нему. Мы так договорились, что это будет семейное кино – без крови, без размазанных по стенкам мозгов. Но тот фильм был более лиричен, этот более ориентирован на экшн».
«Получился настоящий пацан – жесткий, крепкий, – бескомпромиссно оценивает Михаил Боярский работу своей экранной дочери – актрисы Лянки Грыу. – Это совсем не «Гусарская баллада». Там мы все-таки видим милую девушку, а не гусара. Здесь все по-другому. Сыграть такую интересную характерную роль, тем более, сегодня, при современной технике, аппаратуре и с музыкой Дунаевского – это очень интересно. И там еще есть любовь, обида, что ее не замечают, потому что она как бы мужчина. Она красива, но это не главное. В ней – сердце, полное отваги».
«У меня есть любимый диск – с музыкой Максима Дунаевского, – рассказывает Лянка Грыу. – Это музыка высокого качества, она так поднимает настроение, будит какие-то очень добрые чувства. Тебя наполняет какая-то сила, и ты готов ко всему! У нас были очень тяжелые съемки – сорокаградусная жара, парики, шляпы, костюмы. Лошадям поливали головы, чтобы они не падали в обморок. Но каждый, я думаю, принял решение бороться до конца. И это незабываемое чувство – когда пускаешь лошадь в галоп, доверяя только ее чутью, чтобы она не споткнулась».
Вот такова, уважаемый читатель, «картина битвы». Дальнейшие оценки – за вами после вдумчивого просмотра нового фильма. Так что, вероятно, стоит объединить усилия с друзьями и направиться в ближайший кинокомплекс, дабы благодаря волшебной силе искусства перенестись в упомянутые легендарные времена, чтобы потом от все кинозрительской души произнести сердечное Merci beaucup в адрес всех, кто принимал участие в создании этой прекрасной сказки.
Фото: Фото Евгения РОМАНОВА