Образование «Наша школа мне до сих пор снится»: как всё устроено в интернате, где учат музыке детей со всей Башкирии

«Наша школа мне до сих пор снится»: как всё устроено в интернате, где учат музыке детей со всей Башкирии

Отсюда за десятки лет выпустили плеяду заслуженных артистов республики

Заветная цель учеников — попасть в оркестр

UFA1.RU сходил в музыкальную гимназию им. Газиза Альмухаметова. Многих сбивает с толку слово «интернат» в ее названии. Действительно, ее история началась с создания сиротского дома, но потом стали собирать для обучения музыке детей со всей Башкирии. Как всё устроено в гимназии — смотрите в нашем репортаже.

По приказу Сталина

Интернат был основан в 1943 году на базе уфимского детского дома № 3 по приказу Иосифа Сталина. Учреждение назвали в честь певца и композитора Газиза Альмухаметова. Там готовили музыкантов в Советскую армию. В первом наборе учились воспитанники детдома и сироты, эвакуированные из Ленинградской и Смоленской областей.

Из архива

В школу набирали только парней. Первый выпуск состоялся в 1946 году, тогда 30 юношей отправились на службу в оркестры Советской армии.

За 13 лет существования интерната там подготовили 450 музыкантов. В 1956 году школа перестала носить звание военной. Туда стали принимать девочек. В следующие годы, помимо классов духовых инструментов, там начали обучать игре на фортепьяно и смычковых. В те годы там учились по восемь лет.

Первые девушки в наборе

В 1961 году в интернат стали принимать талантливых детей со всей Башкирии. Творческие руководители ездили по всем районам республики и отбирали ребят после проверки слуха, чувства ритма и так далее.

В 1991 году принимать на обучение стали на 12 лет. В этот же год учебный интернат получил звании гимназии.

Фото, которое хранит музей

На сегодняшний день там продолжают принимать детей со всех районов Башкирии и из соседних регионов. Выпускники становятся известными артистами, дирижерами. Многие остаются преподавать в стенах родной гимназии.

Как устроена школа?

Территория гимназии расположена около леса на улице Зорге.

+1

Мы зашли в интернат и будто бы попали в детство. Громко прозвенел звонок, чувствовался тот самый запах из столовой, а дети шли по коридорам на обед.

Как нам рассказали, учебный процесс строится так, что ребята изучают общие школьные предметы и параллельно осваивают игру на музыкальных инструментах, нотную грамоту, музыкальную литературу и так далее.

Благодаря такому формату обучения при окончании 11 классов дети одновременно с общим образованием получают дополнительное — музыкальное. Большинство живет там и покидает стены интерната в выходные либо только на каникулах.

В комнатах есть музыкальные инструменты

Немного напомнило санаторий

Пока мы смотрели комнаты общежития, встретили там девочку, которая представилась Кариной. Ей 14 лет, она приехала из Белорецкого района и уже 3 года живет в интернате.

— Когда я только приехала, скучала по родителям, сейчас уже привыкла. Друзья у меня здесь. А с одноклассниками из Белорецка даже не общаюсь, — сказала ученица.

После гимназии она мечтает поступить в Уфимское училище искусств

Интернат и столовая находятся в одном здании. Нам показали новый корпус, где находятся медпункт, изолятор для пациентов с признаками ОРВИ и стоматологический кабинет.

— Дети могут прибежать не только когда у них что-то болит, но и когда им просто хочется поговорить. Возможно, как-то потянуть время, пока идет урок, — рассказала Светлана Рахимова, которая работает медиком в интернате уже 30 лет.

Оборудовать эту палату пришлось во время пандемии

В стоматологическом кабинете лечат зубы, но не удаляют

Старшеклассники уже готовятся к ЕГЭ и поступлению в вузы. Они признались, что первое время учиться одновременно и музыке, и общим предметам было до слёз тяжело.

Учащиеся 11-го класса

— Ввиду того, что здесь учатся музыкально одаренные дети, это накладывает свою специфику, — говорит учительница Эльвира Арсланова. — Литературу можно преподавать интегрировано. Дети на своих инструментах могут сыграть композиции, которые описаны в произведениях. Это позволяет глубже проникнуть в атмосферу произведения. Например, недавно дети, изучая «Гранатовый браслет», сыграли сонату Бетховена и задумались о том, почему героиня слушала именно ее.

По ее словам, большинство выпускников выбирают именно этот предмет для сдачи экзамена.

Традиции школы

Также мы поговорили с заслуженным артистом Башкирии Фларисом Хисамутдиновым, который заведует отделом медных духовых инструментов.

Он сам выпустился из гимназии в 1990 году. После стал преподавать в родной школе, которая, как признается музыкант, стала для него вторым домом.

Фларис Хисамутдинов с учениками

— Отдел духовых инструментов был самым первым в школе. Он подразделяется на старший духовой, средний духовой, младший духовой и подготовительный, а еще пятый — джазовый, — объяснил Хисамутдинов.

По его словам, во все времена существования школы считалось круто попасть в оркестр.

Среди дирижеров ансамблей школы бывшие военные, заслуженные деятели искусств. Оркестр играет на республиканских мероприятиях — парадах.

— Не изменяя традициям, мы стараемся держать марку, — говорит учитель.

90% музыкальных педагогов сами обучались в этой гимназии, поэтому, как никто другой, понимают, каково это — жить в интернате вдали родителей. Хисамутдинов поделился, что иногда кому-то нужно заменять папу, дать какой-то совет и поддержку. Он старается поздравлять детей с днем рождения, устраивать чаепития.

— Когда мы учились, оркестр отправляли на разные конкурсы. Мы ездили в Калининград, в Москву на открытие парадов. Лучший оркестр потом отправляли в «Артек», что на берегу Черного моря, — рассказывает Хисамутдинов.

В классе висели афиши разных лет — для мотивации юных музыкантов. Хисамутдинов обратил наше внимание на схему для игры на валторне, которую давным-давно за один вечер сделал Виктор Бережной — позже он попал в оркестр Военно-Морского Флота имени Корсакова.

Рисунок Виктора Бережного, который висит в кабинете несколько лет

Преподаватель вспомнил остальных своих выпускников: заслуженного артиста Башкирии Сафу Сулейманова, солиста московского театра «Новая опера» Айдара Ахметкиреева, преподавателя уфимского института искусств Рустема Файзрахманова.

Знакомят с музыкой в гимназии тоже заслуженные артисты Башкирии. Например, Андрей Тирон — преподаватель игры на гобое и Азат Умергалин — преподаватель специальности кларнета.

Игре на курае обучает заслуженный работник культуры РБ Нургали Байрамгулов. Он преподает в школе с 1994 года. Когда мы зашли, как раз шел урок и дети продемонстрировали свои навыки.

В его кабинете тоже висели афиши на концерты Роберта Юлдашева, группы «Арман» и других.

На одном из фото ученики Байрамгулова: замминистра культуры Башкирии Ринат Гайсин, директор Башкирской филармонии Ильгиз Минахметов, заслуженный артист Башкирии Салават Мухамедьяров, артисты Тимур Рамазанов и Зайнетдин.

Отдельно педагог упомянул Шафката Овезова, который играет в национальном оркестре республики.

«Зайнетдин уже тогда знал, чем будет заниматься»

Своими воспоминаниями с нами поделились и учителя общеобразовательных предметов, которые работают в гимназии около 30 лет.

— Гаянов Марат учился у нас, он стал заслуженным артистом Башкирии. Сейчас он работает военным дирижером в Москве, — рассказывает учитель математики Фарида Басырова.

Вторая учительница, Эльмира Исламгулова, отметила, что он лучше всего знал ее предметы — историю и обществознание.

Она хорошо помнит тех, кто выпустился в 2012 году. Среди них — аранжировщик Ришат Рахимов, участник группы «Арман» Ильнур Кулмухаметов и певец Зайнетдин.

— Это наш известный выпуск. В 11-м классе на уроках обществознания мы проходили экономику. Я просила учеников собрать бизнес-план. Мне запомнился бизнес-план Зайнетдина, — вспоминает Исламгулова.

Первая сцена юных музыкантов

По ее словам, он собрал идею создания магазина, где продавались бы национальные костюмы. Расписал и вычислил затраты и прибыль, представил ассортимент, который бы там продавался.

— А сегодня Зайнетдин выступает в костюмах с этническими мотивами. Получается, у него уже давно была заложена эта идея. Также он здесь и танцевал и играл на народных инструментах, что стало частью его образа, — говорит Эльмира Исламгулова.

+2

Все, кто там работают, не замечают, как из каждого класса доносятся звуки игры на инструментах. Для них это уже привычный фон для ушей.

Вот, допустим, Фанзиля Валеева, которая закончила обучение в интернате в 1974 году, а в 1978-м вернулась преподавать игру на виолончели.

Она рассказала, что в первую очередь просит правильно проговаривать название инструмента

Девочка только знакомится с инструментом

— Я пришла в 1966 году, тогда еще принимали сразу в 3-й класс. Поскольку мы тогда были совсем малышами, директор нам купил кукол. Занимались на уроках, а потом играли в них. Тогда еще интернат был в Черниковке. Я здесь работаю, а та школа мне до сих пор во снах снится, — рассказывает Валеева.

В 70-е годы гимназия переехала на улицу Зорге.

Имена записаны аккуратным почерком

Прямо на столе у нее лежал список ее выпускников. Успехи и достижения каждого она записала ручкой. В основном там были записаны ученицы по девичьим фамилиям.

Она иногда вспоминает своих учеников и говорит, что поддерживает с ними связь.

— Вот, например, Светлана Шагарданова играет сольные партии в Театре оперы и балета. Каждый раз, как выступит, сразу же скидывает мне. Просит оценить, — рассказывает учительница.

На фото 24-летний преподаватель фагота Ильназ Якшимбетов

А это 26-летняя учительница Гаухар Магафурова преподает хоровое дирижирование

«Мы ценим каждого ученика»

В конце нашего визита мы пообщались Танзилей Мусаваровой, которая преподает фортепьяно, она работает в гимназии с 1980 года.

— Уже 45-й год пошел моего пребывания в этом замечательном заведении. Наверное, это единственная школа, которая существует в России в таком виде, как ее изначально запланировали, — говорит она.

Девочка только учится правильно держать руки на инструменте

На вопрос о том, кого помнит из известных учеников, она ответила, что все дети запоминаются одинаково, вне зависимости от того, кем они стали.

— Каждый ребенок неповторим. Они все в моем сердце. Все прошли огромную школу жизни. В основном ведь они живут в интернате в отрыве от родителей и приходят такими маленькими незащищенными, а потом на наших глазах становятся взрослыми, опытными музыкантами. Невозможно перечислить отдельные имена, они, по сути, все выдающиеся, — говорит учительница.

Женщина растерялась на вопросе об известных учениках

С ней согласилась и учительница истории Эльмира Исламгулова:

— Когда встречаешь детей вне школы, они воспринимаются уже как родные. Мы ведь для них не только учителя и классные руководители, мы становимся для них и мамой и папой. Думаю, воспитанники это прекрасно понимают и ценят. Неслучайно такое тесное общение между учениками и учителями сохраняется и после выпуска из гимназии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Кто-то невидимый разрывает тебе мышцы на ногах»: переболевшая рассказала о злобном вирусе, который косит всех вокруг
Анонимное мнение
Мнение
«Не вижу перспектив, никому не советую»: нефтяник-вахтовик — откровенно о своей работе
Анонимное мнение
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления