Здоровье Образование «Не все были рады, что с их ребятами учатся такие»: как в школе Уфы открыли класс для детей с аутизмом

«Не все были рады, что с их ребятами учатся такие»: как в школе Уфы открыли класс для детей с аутизмом

Рассказываем о родителях, которые добились этого

В ресурсном классе ребята привыкают к школьной жизни и получают важные навыки

Родители детей с расстройствами аутистического спектра переживают за их будущее сильнее, чем кто-либо другой. Школьное образование — огромная головная боль даже для нормотипичных ребят, не говоря уже о тех, кто нуждается в особом внимании. Чтобы аутичные дети быстрее социализировались, учились и развивались рядом со сверстниками, существует система ресурсных классов. В Уфе таких всего семь, и все они в разных школах. Мы посмотрели, как дети из школы № 29 проводят учебное время. Подробности читайте в нашем материале.

Один кабинет на шестерых детей

Семилетняя Полина обожает укулеле и музыку, но почему-то не любит, когда восьмилетний Никита играет на детском пианино. Она забирает у одноклассника игрушку и подходит ко взрослым, показывая на светодиод на корпусе. У Полины, как и у других ребят из ресурсного класса, есть аутистические расстройства.

— Она не любит, когда играют на нем. Просит выключить, — поясняет один из тьюторов и забирает игрушку.

Никита играет на «игрушке раздора»

Полина не разговаривает, от нее можно услышать лишь громкие возгласы и протяжное пение. После короткого общения девочка ложится на кресла-мешки и зарывается в них лицом. Никита в это время уже забывает о пианино: он высоко подбрасывает коробку от карточек или игрушек. Учителя рассказали, что мальчик часто так делает, чтобы успокоиться или развлечься. Летящие предметы доставляют ему радость.

В ресурсном классе свои правила: здесь можно посидеть на мягких креслах, разгрузиться, порисовать, поиграть. Первоклассники, которые сюда приходят, занимаются по разному графику: одни посещают математику, литературу и русский, а сюда заглядывают лишь на переменках, другие аутичные ребята пока ходят только на физкультуру, музыку и рисование, а все окна в расписании проводят со своим тьютором.

Полина расстроилась

Тьюторы — это педагоги, которые помогают детям освоиться в школе: проверяют их реакции, учат формулировать желания в слова и границы, а также, конечно, помогают с заданиями по предметам, на которые ребенок ходит. В ресурсном классе этой школы тьюторов столько же, сколько детей — 6 человек. Также они ведут протоколы, где фиксируют прогресс ребенка: может ли он отреагировать на ту или иную просьбу самостоятельно, нужны ли ему подсказки. За хорошее поведение здесь можно получить небольшой вкусный подарок.

— У нас дети каждый день сидят за партой вместе со своим тьютором. Но так будет не всегда, каждые три месяца происходит ротация, и ребенку помогает уже другой взрослый, который до этого присматривал за его одноклассником, — рассказывает учительница Рената Курбангалиева.

Во время разговора мимо нас пробегает Вика — улыбчивая и артистичная девочка с двумя косичками. Рената объяснила, что у Вики высокофункциональный аутизм, поэтому она спокойно может сидеть на уроках математики и русского.

— Привет! — говорит Вика и бежит к Арине, чтобы вместе искать одинаковые карточки на парте.

Арина — тоже первоклассница. Как рассказала ее мама, девочке очень нравится балет. Девочка периодически кружится, пытаясь повторить па, которые видела на сцене, а еще постоянно рисует балерин.

Арина показывала всем рисунок. Вероятно, это и есть балерина, о которой говорила ее мама

Чуть поодаль от всех держится мальчик, которого тоже зовут Никита. Он ведет себя довольно тихо, во время занятий он сосредотачивается на задании и просит помощи, только если в ней нуждается. Но, по словам его мамы Юлии, у него есть скрытый талант «в компьютерах». Учителя тоже отмечают, что Никита любит составлять в вордовском файле список желаний и отправлять его на печать прямо в классе.

— Он каким-то образом освоил всё в компьютере, научился менять и устанавливать языковые панели, — смеется Юлия. — Теперь каждую неделю вызываем мастера, потому что клавиатура печатает то на итальянском, то на китайском. Печатать научился без единой ошибки.

У каждого ребенка есть свой особенный интерес

Перемена ребят заканчивается, настает время урока — Рената раздает им шаблоны со словом «осень», на которые ребятам предстоит наклеить различные элементы. Первоклассники в это время пересаживаются за другие парты, стоящие по центру класса. Достают пеналы, карандаши и клей.

Вика охотно отвечает на вопросы учительницы, приклеивает бумажные штаны к силуэту ребенка и сильно переживает, если получается неровно. Порой она торопится и совершает ошибки, но похвала быстро поднимает ей настроение. Они сидят за партой вчетвером: Вика, Никита и их тьюторы.

Рената объясняет малышам задание на сегодняшний урок

— Помоги, — тихо говорит Никита, протягивая тьютору клей-карандаш, который не может открыть.

Мальчик сосредотачивается на каждом задании и вдумчиво закрашивает буквы красным фломастером. Он не спешит, но заканчивает аппликацию вместе со всеми. За занятием наблюдают куратор класса Ирина Вадимовна и руководительница АНО «Рассвет» Юлия Кожевникова, а в соседнем кабинете сидят мамы четверых ребят, без которых этого класса могло не быть.

«Оказалось, что биться не нужно»

— Очень часто родители аутичных детей думают, что могут просто переехать в какой-нибудь город, где есть школы с ресурсными классами, и прийти на всё готовое, — говорит Юлия Кожевникова. — Но это не так.

— Нам очень повезло, что всё сложилось именно так, — добавляет Нина, мама Арины. — Мы были готовы бороться еще за год до момента, когда пошли бы в первый класс. Но оказалось, что биться было даже не нужно.

Все родители в один голос подтверждают, что никто не ожидал настолько удачного стечения обстоятельств. Мамы всех ребят, что учатся в ресурсном классе, создали это пространство с нуля — как физически, так и юридически.

Весь класс оформили сами родители

— Мы отправились в администрацию Октябрьского района, — вспоминает Нина. — Сказали, что хотим сделать ресурсный класс в какой-нибудь школе, поскольку выбор был между домашним обучением и коррекционной школой. Не говорю, что коррекционные школы — это плохо, но у родителей детишек с РАС должен быть выбор. И нас услышали.

По словам родителей, в администрации им пошли навстречу, а сотрудница, с которой они общались, и сама является мамой аутичного ребенка. Дальше подключилось АНО «Рассвет», Юлия Кожевникова вместе с уфимками составила заявку на конкурс президентских грантов. И этот проект победил.

В какой угодно школе организовать ресурсный класс не получится. Чаще всего такие активности предлагают обыкновенным школам — и финансирование поможет, и стресса для учеников и учителей меньше. Так на горизонте появилась школа № 29, в которой как раз было подходящее помещение.

Такая доска помогает школьникам запомнить свои места, а также различать времена года, дни недели и другие «показатели» окружающего мира

— Это потребность родителей. Когда я начал погружаться в тему, связанную с инклюзивным образованием, с расстройствами аутистического спектра, я ездил в школу № 40, где есть уже такой класс, чтобы понять, как это устроено, — рассказывает директор школы Артур Мухарямов. — Сейчас растет количество детей с особенностями развития, и я думаю, рано или поздно каждой школе будет необходим ресурсный класс.

Для эмоциональной разгрузки ребята танцуют под песни из мультиков. Им нравится эта активность

На деньги с гранта родители сами закупили мебель и сделали ремонт. У ресурсного класса появились тьюторы и куратор, и лишь тогда всё было готово для учебы.

«Тьютор не должен становиться другом»

До того как стать куратором ресурсного класса, Ирина Вадимовна уже имела похожий опыт: в других учебных заведениях она успела побывать и тьютором, и куратором, поэтому не понаслышке знает о подводных камнях общения с детьми.

— Тьютор — не тот человек, который как-то оценивает работу учителя или ищет недочеты в чужом умении преподавать, — говорит Ирина. — Он не должен стать для ребенка другом, но должен быть рядом, чтобы объяснять ему правила, помогать, корректировать. Но нельзя допускать, чтобы тьютор и ребенок обнимались или слишком близко общались.

По словам Ирины, если дистанция между аутичным ребенком и тьютором будет слишком маленькой, у детей не сформируется понятие о нормах поведения и своих собственных границах.

Такие столы наполнены различными трекерами на липучках, чтобы ребенок знал, когда ему пора делать уроки или завтракать
Тьюторы контролируют, чтобы школьник выполнял все задания по предметам, на которые ходит

— Представьте, что аутичный ребенок куда-то вышел и встретил незнакомого взрослого, который говорит ему: «Какой ты крутой, какой классный, давай целоваться и обниматься». Ребенок будет думать, что это нормально, хоть он в этот момент и находится в опасности, — беспокоится куратор.

Ирина наблюдает за всей работой, что идет в ресурсном классе. Все преподаватели и тьюторы здесь — полноценные сотрудники, которые получают зарплату. Не все они, правда, решают остаться.

На переменах дети обычно проводят время в ресурсном классе

— На моей памяти было и такое, когда тьютор работал около месяца, а потом уходил, потому что понимал, что это совсем не его тема, он не справляется, устает и выгорает, — добавляет она.

Тьюторы берут на себя сразу две заботы: быть рядом со школьником в ресурсном классе и присутствовать на уроках. По словам куратора, такая возможность не дает ребенку никаких привилегий, а лишь выравнивает его шансы с остальными.

Тьютор всегда рядом, чтобы подсказать ребенку

Программ, по которым дети занимаются в ресурсном классе, две. Помните, мы говорили, что не все ребята посещают общеобразовательные предметы? В этом всё и дело.

— Есть высокофункциональные ребята, которые уже могут сидеть на уроках, выполнять задания, поднимать руку и приветствовать учителя. Вика, например, ходит на уроки в другой класс, — говорит Ирина. — Такие ребята после окончания школы получат аттестат и смогут продолжить учебу в колледже или даже университете. Если, к примеру, ребенку страшно и шумно писать диктант в классе с нормотипичными ребятами, он может сделать это задание в ресурсном классе.

Но есть и те дети, которых сперва нужно обучить социальным ритуалам и подготовить их к общению с другими. У них своя программа, по которой они идут в индивидуальном темпе.

— Некоторых ребят еще нужно подготовить к школьной жизни, им в класс к нормотипичным деткам пока рано, — добавляет куратор. — Но итог работы тьютора — это когда тьютор уже не нужен, а ребенок всё умеет сам.

Ребята могут отдохнуть вот на таких креслицах

С появлением инклюзивного обучения в школе № 29 появились и так называемые «уроки добра». Здесь нормотипичным детям объясняют, что рядом с ними учатся те, кто может чем-то отличаться от них, и бояться этого не нужно. Ирина надеется, что в дальнейшем это предотвратит школьный буллинг и прочие инциденты.

— Дети — они как чистый лист, их и не смущает ничего в общении. Школьники дружат, помогают друг другу, мотивируют друг друга, — делится педагог. — Негатив порой исходит от взрослых. Когда мы делали родительское собрание, не все были рады, что с их ребятами учатся аутичные дети. Потом ситуация смягчилась. Но толерантность нужно закладывать с детства.

По мнению куратора, инклюзивное образование помогает нормотипичным детям заняться активизмом: вследствие такого соседства появляются волонтеры-подростки, которым хочется и нравится помогать детям с ограниченными возможностями здоровья.

По признанию родителей, их дети полюбили ходить в такой класс

Так, как повезло родителям аутичных детей из 29-й школы, везет не всем, а сама система инклюзивного образования должна двигаться дальше, охватывая не только школы, но и другие учебные заведения. В Уфе ресурсных классов семь, по всей России — более сотни. Но куда повернет жизнь ребенка после последнего звонка, по сути, зависит только от их родителей.

— Сейчас многие дети, которые учатся в ресурсных классах, приближаются к сдаче экзаменов, — говорит Юлия Кожевникова. — Уже через пару лет будет понятно, появится ли инклюзивное образование в колледжах и университетах. Хотя до университетов доходят не все ребята, это сложно, но такие точно есть. Инклюзивное образование — это всегда борьба родителей.

Как вы отнесетесь к тому, что в школе с вашими детьми откроют ресурсные классы

Мне бы этого не хотелось
Надо значит надо
Я теперь сам(а) попрошу директора это сделать
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем