Советник главы Башкирии по вопросам науки Руслан Казыханов рассказал UFA1.RU, из чего складывается зарплата педагога в университете. Он объяснил, как аспиранты получают два дополнительных миллиона, как педагогам купить жилье за счет государства и на самом ли деле преподаватели в вузах зарабатывают под 90 тысяч рублей в месяц.
По словам Руслана Казыханова, по указу президента педагог меньше двух средних зарплат по региону получать не может. Жители Башкирии в прошлом году в среднем складывали в кошелек почти 47 тысяч рублей. Значит, педагоги в вузах должны получать 94 тысячи в месяц.
— Оплата труда научно-педагогических работников университета определяется указом президента. В среднем их зарплата должна составлять 200% от средней зарплаты по региону. Это нормативный показатель, который, слава богу, был закреплен на федеральном уровне. Университеты по нему сдают отчетность.
По данным ректора УУНиТ Вадима Захарова, в среднем педагоги в новом университете зарабатывают около 83 600 рублей. Но это не предел. Как рассказал Руслан Казыханов, в последние годы у педагогов в вузах вырос оклад, потому что в него вошли дополнительные выплаты, которые раньше были стимулирующими, то есть выплачивались не каждый месяц. По словам советника главы, эта мера финансово защищает педагогов, потому что сегодня преподаватель и швец, жнец, и в хоре певец: он должен заниматься методичками, наукой и, разумеется, читать лекции.
Однако некоторые вузы разграничивают виды деятельности и дают возможность, например, больше заниматься наукой и меньше проводить аудиторные занятия. От этого зависит размер зарплаты.
— Те преподаватели, которые еще занимаются научно-исследовательской работой и публикуют статьи, зарабатывают еще больше: 200 тысяч и более, такие прецеденты тоже есть. Те, кто занимается только преподаванием, у них около 900 часов в год нагрузка, получают в районе как раз средней озвученной [Вадимом Захаровым], — объясняет Казыханов. — Тот, кто хорошо читает лекции, должен читать лекции, и в этом его фишка как человека. Тот, кто занимается наукой, должен иметь возможность этим заниматься. Если такой педагог читает лекции по два часа в неделю, это тоже нормально. Он сможет, транслировать то, что получил в науке. Не должно быть уравниловки. Сейчас в наших университетах к этому стремятся.
То есть можно просто заниматься наукой и радоваться круглой сумме в день зарплаты? Нет. Как и везде, в педагогике тоже решает опыт.
— Есть, условно, аспирант, который читает практики у студентов. У него будет еще меньше зарплата и окладная часть. Если это кандидат наук, имеющий ученую степень, у него еще выше (cредней у педагогов. — Прим. ред.). У доктора наук, профессора, естественно, зарплата будет более высокая, — говорит эксперт.
В Башкирии есть и меры поддержки педагогов в вузах. Как пояснил Руслан Казыханов, научные работники и педагоги могут даже улучшить свои жилищные условия:
— В прошлом году глава республики выделил из бюджета 200 миллионов рублей. Больше 70 человек получили такие субсидии, около 2 миллионов рублей упало каждому. Это даже большего материнского капитала. Можно свое жилье построить или первоначальный взнос внести. Если у кого-то уже есть жилье, то им дают до миллиона рублей на руки. Можно погасить ипотеку или сделать ремонт. Мы этих людей закрепляем здесь. В другие регионы они вряд ли будут переезжать в ближайшее время, потому что у них ипотека есть, они ремонт делают, семьи создают.
По словам советника, прибавку к зарплате в Башкирии получают и аспиранты. Итоговая сумма — 2 миллиона рублей. Но будущие ученые получают деньги не сразу, а в виде прибавки к стипендии в размере 30–40 тысяч.
Как говорит Руслан Казыханов, преподаватели могли бы иметь и больший заработок, но мешает бумажная работа.
— Преподавателей должны избавить от бумажной волокиты. В одном из петербургских университетов есть специальная должность, на которой занимаются всей этой бумажной волокитой, программами, методичками. Это сотрудники, которые не читают лекции. Педагогам нужно найти материал, посмотреть что-то интересное, привести действующие примеры. Нужно дать педагогам нормальное пространство, меры поддержки, зарплату, снижение административной нагрузки. Нужно разграничить функции. Вторая история — повышение компетенции. Я считаю, чем больше контактов у ученого и преподавателя в той же среде в других университетах и странах, тем больше его заработок.
По словам эксперта, мобильность — еще один ключ к высоким доходам педагога в вузе. Мобильность позволяет стажироваться в разных городах и странах, а также наращивать связи и возможности.
— Да, ты затрачиваешь время и силы на обучение, но через время ты это окупаешь быстрее, потому что доход становится выше. Когда ты можешь совместную публикацию делать с ведущим ученым, в какой-то лаборатории интересной стажироваться, например. За это есть доплата в вузах. Если есть публикация в рейтинговых журналах, то там доходит до 100 тысяч рублей за одну публикацию. Для преподавателей это стимул. Мы не по уравниловке платим. У каждого вуза своя практика. Кто-то за патенты платит, кто-то за публикации в ведущих журналах. Разные меры поддержки есть. Понятно, что не всегда люди будут довольны. Активные, мобильные, те, кто встроен в федеральные научные связи, зарабатывают достойно, — объясняет он.
Однако большую сумму на зарплатной карте педагоги видят не с начала карьеры. Для этого придется набираться опыта.
— Сложно молодым, сложно тем, кто без степеней, сложно тем, кто не ориентирован на науку. Кто просто работает на кафедре, конечно, много не будет зарабатывать. «Я пришел, лекцию прочитал и ушел», такая позиция тоже есть у кого-то, — говорит Руслан Казыханов. — Но как бы то ни было, туда [в науку] приходят немножко за другим. Деньги — это важно, но приходят за другим, за самореализацией.
Ранее корреспондент UFA1.RU попытался устроиться учителем в школы Башкирии и узнал, сколько на самом деле зарабатывают педагоги. Сумма заставляет пожалеть студентов педвузов.