Накануне стало известно о том, что с 27 сентября ученики 51-й школы в Уфе отправятся на дистанционное обучение. Кроме этого, с 22 сентября школьники в 12 районах и одном муниципалитете уже начали заниматься на удаленке. Такое решение принял министр образования республики Айбулат Хажин на основании рекомендации Роспотребнадзора республики, который ежедневно фиксирует рост заболеваемости ОРВИ и коронавирусом среди детей.
Корреспондент UFA1.RU выяснил, как проходит вторая волна дистанта спустя год после первой и как систему образования в Башкирии подготовили на этот раз.
«Учителям очень тяжело, техники не хватает»
Как оказалось, за время пандемии проблемы с дистанционным образованием не были решены полностью. Завуч школы № 1 в Белорецке рассказала, что дистант для учителей — просто сущий кошмар. Кроме проблем с техникой в школе плохо работает интернет. Из-за этого нагрузка на учителей возрастает в разы и бьет по карману педагогов.
— У нас было только одно обращение по поводу отсутствия гаджета со стороны родителей. Но получилось так, что в школе было только два свободных ноутбука, и мы отдали их учителям. Из шести новых педагогов двое сразу сказали, что у них нет дома компьютера. В качестве альтернативы мы предложили маме ребенка приходить в школу заниматься за компьютером в кабинет информатики, но пока ответ не получили, — рассказала о ситуации Марина Власенко.
Как выяснилось, в прошлом году представители школы общались с бывшим детским омбудсменом Миланой Скоробогатовой об оснащении школьников гаджетами. Тогда вариант с обучением в кабинете информатики был согласован. Власенко признаётся, что проблемы с гаджетами у детей были и в прошлом году. Но в любом случае школа открыта к приему обращений родителей, и из ситуации всегда стараются найти выход.
Для учителей же новая дистанционка стала сравни каторге, и альтернативы в этой ситуации нет.
— Для нас дистанционка — это кошмар. Потому что какие-то классы остались учиться очно, какие-то классы остались на дистанционке. Учитель, если, например, у него первый урок первой смены идет дистанционно, а второй урок — очно, он вынужден как-то быстро прибежать в школу, чтобы провести его. Это невозможно, кошмарно. Кто-то, к примеру, приходит сразу на очный урок и, естественно, остается до конца дня в школе, потому что нет смысла бежать домой, когда нужно так через урок бегать из дома в школу, — сетует завуч.
Марина пояснила, что такая нервная беготня происходит оттого, что в школе плохой интернет, и поэтому те педагоги, у которых дома стабильный интернет, вынуждены разрываться.
— В школе у нас интернет страдает. Мы иногда в электронный журнал не можем зайти, у нас очень плохая скорость. Мы не можем вести видеотрансляцию, даже кейс элементарно иногда не можем закинуть потому, что всё зависает. Обращались в Ростелеком, но именно к школе никаких мер не было предпринято. В целом интернет проведен, но не улучшилось качество связи. Что такое 10 мегабит в секунду? Это же вообще ни о чем. Понятно, что онлайн-урок — это не всегда видеоурок. В любом случае формат таких занятий подразумевает, что учитель всегда с тобой на связи, всегда в чате и контролирует где-то, дает какие-то направления голосовым сообщением и так далее. Видеотрансляцию практически нет возможности вести. Поэтому многие, у кого есть дома интернет, остаются дома или очень быстро вызывают такси из школы и едут домой, чтобы выйти дома на видеособрание и так далее. Для нас как для учителей это нагрузка в три раза больше. Потому что ты сидишь за компьютером целый день, и просто опухают к вечеру глаза, — рассказала о проблемах Марина.
Кроме технических проблем в довесок преподаватели ежедневно проверяют огромное количество домашних работ, которые также в силу разного технического оснащения детей бывают не всегда хорошего качества.
Ситуация с переменными успехами
О проблеме с техникой рассказали и в местном отделе образования Балтачевского района.
— Дистанционное образование у нас организовано, согласно методическим рекомендациям. Возможны три варианта: это онлайн-обучение, электронный кейс и бумажный кейс. Дистанционное обучение началось со вчерашнего дня, мы провели мониторинг, проблем с интернетом пока не выявили. Есть проблема с наличием компьютерной техники у четырех детей, но мы уже решаем эту проблему, к понедельнику, скорее всего, решим. Технику, которая не очень новая, но действующая из школ выделяем тем детям, кому она необходима, — рассказали о ситуации в отделе.
У педагогов района, как выяснилось, проблем с гаджетами нет, так как они ведут онлайн-уроки, находясь на рабочем месте в школе.
В Стерлибашевском районе ситуация также оказалась спокойной. Там на удаленке оказалось всего четыре школы, поэтому массовых проблем с нехваткой гаджетов не возникло. Ноутбуки детям выдали в школе, и проведен широкополосный интернет от «Уфанета» и «Ростелекома».
— У нас всё нормально. Техника есть, с интернетом всё в порядке. Если у кого-то совсем критично с доступом, они получают бумажные кейсы. Жалоб от родителей пока не поступало. Ну, конечно, хотелось бы очное обучение, — поделилась своим мнением заместитель начальника отдела образования Янаульского района Надежда Шарафисламова
Женщина также высказала свое мнение как родитель. Надежда, как и многие мамы, хотела бы, чтобы ребенок получал знания за партой, а не за ноутбуком:
— У меня ребенок тоже сейчас на дистанте. Я бы хотела, чтобы ребенок был в школе. Потому что там и общение со сверстниками, и уроки по 45 минут. За это время объем материала можно больше усвоить, — поделилась мнением Надежда.
Из-за того, что уроки на дистанте идут по 30 минут, по мнению женщины, дети не успевают получить необходимый объем информации. Единственное, с чем повезло Надежде, так это с домашней работой, которую дочь выполняет самостоятельно.
Судя по словам педагогов, не оказалось проблем с удаленным обучением и в Чишминском районе.
Однако в Белебеевском ситуация обстоит с переменными успехами. Начальник информационно-методического отдела местного управления образования Наталья Садыкова рассказала о ситуации в районе:
— Обращения по поводу техники были, да. Проблемы стараемся решать по мере поступления. Бывает, что интернет тоже вылетает, но школы подают заявки, и специалисты пытаются решить проблему. Бывают ситуации, что где-то плохо ловит дома интернет или нет вай-фая. Сейчас в каких-то школах будем выдавать бумажные кейсы, в каких-то — техникой. Где-то в школах в прошлом году было так, что те, кто не мог заниматься дома, приходили учиться в компьютерном классе в школе. Такая практика останется, потому что за год, по большому счету, ничего особо не поменялось, — поделилась Наталья.
Женщина является мамой школьника и поддержала других родителей во мнении, что удаленка — это не лучший вариант получения знаний. Наталье хватило первой волны онлайн-занятий, чтобы понять, что это тяжело как для школьника, так и для близких чада.
UFA1.RU продолжает следить за ситуацией. Если у вас возникли проблемы из-за перевода школ на удаленку, напишите нам в комментариях.
Напомним, что история с дистанционным обучением началась в марте прошлого года. Тогда школьники отправились на дистанционное обучение из-за распространения коронавируса. Тогда многие школьники испытывали проблемы с доступом в интернет, а также проблемы с техникой. В сентябре прошлого года за школьные парты вернулась только часть учеников. В январе этого года глава Башкирии сообщил о том, что все школьники вернуться к очному формату обучения. Летом этого года министр образования республики Айбулат Хажин сообщил, что учебным учреждениям удастся минимизировать риски и избежать дистанта. Однако недавно стало известно о том, что дети в 12 районах, 1 муниципалитете и в Уфе вновь вышли на удаленку.