Лето в период пандемии оказалось для выпускников настоящим испытанием — ребятам пришлось пережить онлайн-обучение, перенос ЕГЭ и дистанционные экзамены в вузы.
Корреспондент UFA1.RU решил поступать на факультет журналистики и испытал на себе, каково пользоваться устаревшими сайтами вузов и быть под наблюдением специальной программы, а не живого человека.
Не хотели принимать скан «из-за плохой читаемости»
В 2020 году покупать билеты и ехать в университет лично не только не требовалось, но и было нежелательно. Вместо того, чтобы принести оригиналы документов в вуз, абитуриенты должны были загружать копии на не самые удобные сайты учебных заведений.
Хоть дистанционная подача документов практикуется не первый год, но на оформление анкеты в каждый вуз уходило не менее полутора часов. Конечно, это заняло меньше времени, чем посещение университета лично, но нервы, наверное, дороже.
Изначально я подавала документы только в три вуза на факультет журналистики — Московский государственный университет, Высшую школу экономики и Санкт-Петербургский государственный университет. Заполнение необходимых бумажек и загрузка их в личный кабинет не прошли гладко. В МГУ требовали указать город, как в паспорте, и несколько раз отказывались принять заявку из-за того, что в строку «город» я ввела «Уфа» вместо «гор. Уфа». В СПбГУ запросили подтверждение участия (диплом) в олимпиаде школьников СПбГУ, хотя сами два года подряд говорили о том, что дипломы не предусмотрены. В НИУ ВШЭ дважды не приняли скан согласия на обработку персональных данных из-за «плохой читаемости».
Даты вступительных экзаменов стали известны только в середине июля. До этого времени приходилось судорожно обновлять сайты вузов, чтобы не пропустить нужную информацию — за один день я могла зайти на интернет-страницу университета около восьми раз. Такая неопределенность точно не шла на пользу подготовке к дополнительным испытаниям в вузах. Составить план занятий относительно даты экзамена было невозможно — каждый день воспринимался как последний.
Но в этой нестабильности были и свои плюсы — за день до окончания приема заявлений на поступление в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы я подала документы и туда, чтобы расширить выбор университетов. Эта спонтанность в «мирное» время была бы мне недоступна.
«Пришлось вычистить рабочий стол от лишних бумаг и завесить простыней стеклянный шкаф»
Первый экзамен был назначен на 28 июля в НИУ ВШЭ, а следующий — в РАНХиГС на 29 июля. Перед самими экзаменами проводилась проверка системы. В НИУ ВШЭ пройти тестирование удалось не сразу — программа загрузилась, попросила показать паспорт и рабочий стол, начала отсчет времени, зависла и выключилась. Хоть техподдержка университета и отвечала моментально, помогая решать возникшие проблемы, тестирование все равно было решено перенести.
За день до первого экзамена пришлось вычистить рабочий стол от лишних бумаг, завесить простыней стеклянный шкаф, который стоял за спиной, чтобы проверяющим было не к чему придраться, и настроить веб-камеру. По привычке я даже распечатала шпаргалки, но в них не было смысла — тема заранее была неизвестна. Единственное, что вызывало волнение (и не зря), — большие черные наушники. Микрофона в моем компьютере не было, а он требовался, поэтому надеть наушники пришлось.
В программу удалось войти с первого раза. Наблюдение велось с помощью системы прокторинга — именно она распознавала повороты головы, наличие запрещенных устройств и следила за тем, чтобы в комнате не было лишних людей и громких звуков.
Страх перед компьютерным наблюдателем был гораздо сильнее, чем перед человеком. Неживой системе не объяснить, что ты поворачиваешь шею только потому, что она затекла, а не чтобы списать. Да и отпроситься выйти в уборную не у кого. Так и сидишь три часа в сильнейшем напряжении.
На следующий во время экзамена в РАНХиГС энтузиазма писать что-то хорошее уже не было. Университет дал на выбор пять тем, и я, долго не думая, взяла самую знакомую. Спустя полтора часа я загрузила эссе в систему, выключила компьютер и отправилась готовиться к следующим тестированиям.
Самое сложное в поступлении было не расслабиться — все-таки конец июля и начало августа хотелось провести иначе.
«На эмоциях решила писать всем — и декану, и ректору, и какому-то президенту вуза»
Баллы за второй экзамен стали известны быстро — всего спустя два-три дня. Результат не расстроил, но и эйфории не вызвал. Возможно, радости было бы больше, если бы это был единственный экзамен.
Баллы за самое первое тестирование пришли позже. Их я ждала больше всего, потому что мечтала поступить именно в Высшую школу экономики. Каждую ночь я вспоминала о проклятых наушниках и надеялась, что аннуляции не будет. Конечно, по закону подлости именно это и случилось — напротив графы с моим именем стоял ноль.
На эмоциях решила писать всем — и декану, и ректору, и какому-то президенту вуза. Каждое письмо я аккуратно распечатала, подписала, отсканировала и отправила. И грустно, и смешно. Сколько в этом было смысла, я не знаю.
На следующий день в 12:00 был назначен онлайн-экзамен в СПбГУ. Я решила, что буду участвовать, только если проснусь, а от поступления в МГУ и вовсе отказалась, потому что сил готовиться еще к одному испытанию не осталось. Уснуть удалось только ближе к пяти утра. Я надеялась, что не встану, однако мой организм показал чудеса ответственности. Около девяти утра я почувствовала, что выспалась. Делать было нечего — раз пообещала себе, пришлось вставать.
Сразу после завершения тестирования стала звонить в деканат вуза, где аннулировали работу за наушники. Помочь там согласились, и довольно спокойно. Уже на следующие сутки пришли результаты апелляции — ровно за день до устного этапа, к которому я не прекращала готовиться, не зная, что меня допустят. Записали меня в зум-аудиторию к заместителю декана. К женщине, которая и разбиралась с моей аннуляцией.
«Где находится Северная Осетия?»
Все ребята, прошедшие успешно первый этап, были записаны в разные зум-аудитории. Подключиться было нужно не позднее чем за час до назначенного времени. Я так и сделала, однако первые полчаса я ждала разрешения войти, а вторые полчаса проходила перекличка между 127 ребятами, которые сдавали экзамены примерно в одно время со мной.
Когда наступило время моего собеседования, я только попала в комнату «паспортного контроля». Здесь собрались 15 человек и двое студентов вуза, которые сверяли документы и подбадривали нас, так как именно отсюда нас отправляли к экзаменаторам.
Меня перенаправили в другую зум-конференцию, где уже ждали три человека — два преподавателя и заместитель декана. Все прошло гладко, и только один вопрос поставил меня в тупик.
— Где находится Северная Осетия? — решил подловить меня экзаменатор.
— Ну, наверное, рядом с Чечней, — ответила я, мысленно поблагодарив себя за теплые отношения с учительницей географии в школе.
Результаты стали известны уже на следующий вечер. Я зашла в личный кабинет абитуриента, и там высветился заветный 91 балл, а заодно и предложение подписать согласие на зачисление. Тоже дистанционно.
Поступать дистанционно — экономно
Если бы не было пандемии и поступление в вузы проходило, как обычно, то подача документов и очная сдача вступительных экзаменов влетела бы в копеечку. По моим подсчетам, на одни только билеты из Уфы в Москву и Санкт-Петербург пришлось бы выложить не менее 10 828 рублей. Койко-место в недорогих хостелах обошлось бы в 2619 рублей за 6 ночей, а из расчета трат по 500 рублей в день на питание и проезд в транспорте взять с собой стоило бы еще как минимум 3500 рублей. Итого, даже если быть крайне экономным, то пришлось бы потратить не менее 16 947 рублей, чтобы только сдать дополнительные вступительные экзамены.
Главное достоинство онлайн-поступления и дистанционных экзаменов в том, что можно попробовать поступить в несколько вузов, не выходя из комнаты и не опустошая родительский кошелек. Скорее всего, если бы не пандемия, то выбор университета ограничивался бы не столько желанием абитуриента, сколько материальными возможностями уже на этапе вступительных испытаний.
Согласны с автором?
Если вы хотите поделиться своей историей, связанной с поступлением в эпоху пандемии, присылайте сообщения, фотографии и видео в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.