Образование Вячеслав Швайко, директор Американо-Башкирского Интерколледжа: «Излишняя самокритичность и неуверенность являются препятствием в быстром овладении иностранным языком»

Вячеслав Швайко, директор Американо-Башкирского Интерколледжа: «Излишняя самокритичность и неуверенность являются препятствием в быстром овладении иностранным языком»

Современная жизнь становится все более динамичной, границы мира расширяются. Благодаря путешествиям и социальным сетям мы получили уникальную возможность постоянного общения с людьми, живущими в других странах.

Международный язык общения – английский – мы изучаем, начиная со школы. Но зачастую все, на что мы способны произнести это простейшее «май нейм из» и «Уфа зе кепитал репаблик Башкорстотан». «Что мешает нам свободно общаться на языке Шекспира?» и «Как преодолеть трудные барьеры на пути к свободному общению?» – эти и другие вопросы стали поводом для нашего всестороннего обсуждения с кандидатом филологических наук, доцентом, директором Американо-Башкирского Интерколледжа Вячеславом Швайко. Наш собеседник глубоко убежден, что неспособных к языкам людей не бывает.

– Вячеслав Дмитриевич, Американо-Башкирский Интерколледж существует уже более 15 лет. Сегодня его знают не только в Башкортостане, но и по всей России, а также за рубежом. Что делает ваше образовательное учреждение особенно привлекательным и современным?

– У нас действительно уникальное учреждение. С самого начала мы работаем с признанными международными партнерами, среди которых хотелось бы, прежде всего, назвать Отдел английского языка Посольства США в г. Москве, а также Отдел образования и культуры Генконсульства США в г. Екатеринбурге. Работа по международным программам и в рамках совместно проводимых педагогических форумов сформировала нас как современное учебное заведение, обеспечила качественно новый уровень развития для наших многочисленных учащихся и слушателей.

Внедрение смарт-технологий позволяет «поставить» наши программы для людей, которые физически не могут присутствовать на занятиях в аудитории, но тянутся к знаниям. Конечно, живое общение и коммуникация при изучении языков дают более быстрый результат, зато дистанционное образование позволяет учиться людям с ограниченными возможностями или тем, кто живет в отдаленных районах Башкирии и не может приезжать в Уфу часто.

Ну и конечно, у нас есть уникальные преподаватели – носители английского языка. В штате Интерколледжа на постоянной основе работают квалифицированные преподаватели из США, один педагог в этом году из Великобритании, она закончила хорошо известный всем Университет Сент-Эндрюс в Шотландии, который по возрасту является ровесником таких известных британских университетов, как Оксфордский и Кембриджский. У наших учащихся и слушателей, таким образом, есть редкая возможность практиковаться в американском варианте английского языка и шлифовать в себе мелодичное произношение «королевского» британского английского языка. Обучаемые сами выбирают вариант английского языка в соответствии со своим предпочтениями и склонностями.

– На каких китах еще держится Американо-Башкирский Интерколледж?

– У нас есть несколько концептуальных направляющих, которых мы неизменно придерживаемся и активно внедряем в практику общения. Во-первых, мы все в Интерколледже приверженцы коммуникативного подхода в преподавании. Язык мы стараемся в первую очередь доносить до наших учеников через общение, коммуникацию и деятельность. Для этого разрабатываем различные формы проведения занятий и тренингов, в том числе и межкультурные языковые тренинги с преподавателями – носителями английского языка. Грамматике тоже уделяется большое внимание, но на первом месте все-таки стоит общение, язык – это живая структура, он существует только благодаря живой разговорной речи и общению.

Преимущества обучения в Американо-Башкирском Интерколледже:
– сертифицированные преподаватели-носители языка;
– преподаватели с зарубежными стажировками;
– богатейшая библиотека учебно-методической литературы;
– обучение по учебникам, соответствующим общеевропейской классификации знания английского языка;
– сдача экзамена и получение международного сертификата TOEFL institutional по окончании 300 часов на курсах интенсивного изучения английского языка;
– выдача дипломов после окончания четырех уровней на курсах интенсивного изучения английского языка;
– богатый опыт международной работы;
– местоположение в центре города.

Вторая важная концептуальная составляющая – это так называемый «вежливый» английский. Современная парадигма общения основана на необходимости ведения комфортного уважительного общения между партнерами. Если человек хочет быть успешным, он должен придерживаться такой языковой модели, чтобы собеседникам было приятно с ним или с ней общаться. Нужно быть внимательным, обходительным в разговоре, помнить при общении с иностранцами об их поведенческих привычках. Например, на Западе принято, заходя в учреждение или магазин, придерживать дверь для следующего человека. Однажды в Европе я шел в магазин, до здания оставалось еще метров 15, а тот человек, который уже успел зайти в магазин, стоял и терпеливо меня ждал, чтобы отдать дверь. У нас такое пока редкость.

Культурные аспекты обязательно находят свое отражение в языке, поэтому в английском очень много специальных уважительных форм обращения. На Западе не принято часто употреблять слово «нет» или слова с негативной ассоциацией. Мы учим наших слушателей не употреблять слова с негативными коннотациями, а заменять их на другие лексические и синтаксические варианты и альтернативы. Человеческий язык – удивительно многоаспектное и многообразное явление, главное – подчинить его богатый репертуар своему позитивно ориентированному высказыванию, ибо человек по своей сути существо социальное и ориентировано на позитивные ценности: любовь, дружбу, сотрудничество и созидание.

Третья концептуальная часть заключается в том, что английский – это язык международного общения. Следовательно, английская речь должна быть предельно лаконичной, разумно простой, доступной для любого представителя страны, этноса и культуры, опять же уважительной и ориентирована на социально-культурные ценности страны, в которой протекает общение.

И, наконец, наш четвертый концептуальный принцип связан с учебно-методическими материалами, которые мы используем в учебном процессе. Наши учащиеся и слушатели занимаются по учебникам, изданным в Великобритании и США в издательствах «Оксфорд», «Кембридж», «Лонгман» и других. Эти методические материалы отражают социально-культурные реалии англоязычного мира, в них используются словосочетания живого языка. Некоторое упущение государственных учебных заведений в том, что часто там преподают язык по учебникам, где есть эффективные упражнения на грамматику, но при этом не отражены культурные реальности и стихия повседневного общения.

– Возвращаясь к теме британского и американского произношения. А какой вариант лучше?

– Однозначного ответа нет. Скорее нужно решить для себя, как вы планируете применять язык в дальнейшем. В Американо-Башкирском Интерколледже мы можем дать хорошую консультацию и помочь вам определиться в этом плане в случае каких-либо затруднений. Известно, что американский вариант имеет широкую сферу употребления: это язык бизнеса, дипломатии, экономики, кинофильмов, шоу-бизнеса. Кроме того, по статистике американцев как носителей языка в мире намного больше, чем британцев.

Отметим, что в школах, колледжах и университетах России, как правило, преподают добротный британский вариант. Поэтому к нам очень часто приходят с хорошо поставленным британским произношением. Но молодежи нравится демократичный американский говор, и они быстро подхватывают его от наших преподавателей из США и при помощи наших эффективных учебных ресурсов.

Но в любом случае, всегда есть возможность выбора, в том числе и для тех, кто приходит в Американо-Башкирский Интерколледж заниматься английским языком с нуля.

Американская разновидность превалирует в мире благодаря своей привлекательной демократичности. Американцы смело и ловко упрощают сложную английскую грамматику, поэтому общаться в американском варианте несколько проще. Есть также в нем некая приятная небрежность – особенность, отражающая нашу общечеловеческую природу. Язык – это живая структура, он стремится к упрощению и легкости выражения, поэтому неудивительна популярность американского варианта английского языка в современном мире. Даже подготовиться и сдать международный американский экзамен TOEFL намного проще, чем британский IELTS.

– Россиянин за границей – это фактически культурный феномен. Воображение так и рисует человека, который не знает ни слова на иностранном языке и беспомощно пытается решить бытовую проблему в магазине, гостинице или в аэропорту. Как вы думаете, долго ли будет продолжаться подобное?

– Все больше взрослых людей приходят к нам на занятия и начинают изучать языки. Это не может ни радовать. У нас есть специализированный курс «Английский для туристов», в рамках которого мы делаем упор на общение, минимум грамматики. Даем своеобразный «язык выживания», чтобы человек не заблудился в чужом городе или смог общаться с персоналом в гостинице.

– Приближается учебный год в школе и в университетах. Ожидаете ли вы увеличение учеников подросткового и юного возраста?

– Уфа сейчас находится в такой ситуации, когда практически все хотят изучать английский язык. Люди стараются уделять внимание качеству образования своих детей, приводят их к нам, чтобы улучшить уровень знания иностранного языка. В августе-сентябре мы принимаем заявления постоянно, выходим на работу в выходные дни для того, чтобы принять всех желающих. Каждый ребенок и взрослый проходят тестирование, определяется их уровень стартового знания языка и в соответствии с ним они начинают свои занятия в той или иной группе. Во время занятий и тренингов большое значение уделяется живому общению, коммуникации.

– То есть отмалчиваться не получится? Придется тянуть руку и отвечать?

– Преподаватели грамотно ведут занятия, чтобы в группе одинаково активно участвовали все. Языковой практике мы уделяем много внимания – у нас существует специальный клуб английского языка. Школьники встречаются по субботам, проводят чаепития и общаются исключительно на английском языке. В Интерколледже мы также устраиваем культурные мероприятия, скажем, празднования Дня святого Валентина, Хеллоуина, Рождества, отмечаем дни рождения, Новый год и так далее. Посещение клуба английского языка значительно повышает уровень разговорного английского языка, обогащает словарный запас ребенка и взрослого, исчезают психологические барьеры. Уровень разговорного английского до посещения клуба и после заметно становится лучше.

– Мы учим иностранный язык едва ли не с первого класса школы, затем еще несколько лет в университете. «У меня нет способности к языкам, поэтому я никогда не заговорю на английском» – это позиция многих наших современников. А что думаете по этому поводу вы?

– Никогда нельзя так говорить про себя! Нет неспособных к изучению иностранных языков людей. Дар говорения и общения дан каждому человеку от рождения в любой точке нашей планеты. Просто у людей разные языки общения, и с этой целью мы как раз и изучаем их. Несомненно, чем моложе человек, тем проще учиться языкам и преодолевать психологические и межкультурные барьеры. А зачастую именно внутренняя неуверенность и излишняя самокритичность мешают свободно овладеть английским языком! Профессиональный преподаватель во время занятий освободит вас от этих препятствий и проблем, и вы будете говорить на красивом английском языке с хорошим произношением и правильной грамматикой.

Американо-Башкирский Интерколледж;
адрес: г. Уфа, ул. Ленина, д. 20, офис 212;
тел./факс: (347) 272-03-95;
тел.: (347) 276-31-28;
e-mail: abic-ufa@mail.ru.

Фото: Фото Василия ЛЕБЕДЕВА

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем