Теперь с марта 2010 года школьникам (а также их родителям) будет предложено выбрать историю и основы одной из четырех традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), которую они хотят изучать. Если найдутся те, кто интересуется всем многообразием, тогда будет разработан общий курс по изучению истории и основы культуры основных мировых религий. Если же родители и само чадо склонны к атеизму, то им будет предоставлено право изучать основы светской этики. Дмитрий Медведев обратил внимание правительственных структур, Администрации Президента на то, что в решении столь чувствительных вопросов необходимо проявлять открытость, деликатность, доброжелательность и терпение.
Принципиальным условием, подчеркнул глава государства, является абсолютно добровольный выбор учеников и их родителей.
Необходимость подобных уроков назревала уже давно. Вспомним хотя бы вопрос о проведении уроков толерантности 1 сентября. Также сейчас очень остро стоит вопрос об экстремизме. В понедельник, 20 июля, в Верховном суде республики огласили приговор жителю Салавата, 38-летнему Рустему Зайнагутдинову — члену ячейки организации «Уйгуро-Булгарский джамаат», являющейся подразделением движения «Талибан»* и «Аль-Каиды»*. Прикрываясь словами о создании единого исламского государства, он готовился совершить теракт. И его идеи нашли отклик в сердцах людей, которые просто не обладали достаточным количеством знаний об исламе, чтобы дать отпор «проповеднику».
К сожалению, приобретает особую актуальность в нынешнее время и вопрос об уважении к религии вообще и законам общества. Так, в данный момент рассматривается дело 18-летнего уроженца Узбекистана, который, прогуливаясь по городу Учалы, забрел в мечеть. Спрятался в подвале. А когда верующие разошлись, молодой человек, поднявшись на первый этаж мечети, взломал металлический сейф, откуда похитил денежные средства на сумму более четырех тысяч рублей. Затем, открыв топором входную дверь, вышел из мечети, сообщает старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
Особых угрызений совести по поводу ограбления святого места он не испытывал. «Особенность России в том, что у нас религиозные лидеры дружат между собой, общины верующих помогают друг другу. Есть взаимное уважение традиционных религий. Главное сейчас — использовать это понимание в полной мере, чтобы дети уже в школе знали, что Россия — многонациональная страна, что у каждого народа есть свои традиции. И я очень благодарен министерству образования за то, что оно нашло такое решение, которое уважает духовность каждого ребенка, каждой семьи. Там, где такого воспитания нет, возникают межнациональные конфликты, появляются разрушительные идеи ксенофобии и экстремизма», — убежден главный раввин России Берл Лазар.
Эксперимент по внедрению в учебный процесс уроков основ религии будут проводиться в отдельно взятых 18 регионах из шести федеральных округов. Как нам пояснили в пресс-службе президента РФ Дмитрия Медведева, окончательно список пока не утвержден, но по некоторым данным в перечень «счастливцев» попадут Тамбовская и Тверская области, республики Чувашия и Башкортостан. В Министерстве образования РБ нам сообщили, что пока официального подтверждения присоединения республики к эксперименту нет.
А вот Москва и Санкт-Петербург этой чести точно будут лишены, особо подчеркнул министр образования РФ Андрей Фурсенко. Чем объясняется такая магия цифр, почему именно 18 регионов, в пресс-службе главы государства нам ответить затруднились, сказав, правда, что это наиболее подготовленные в плане эксперимента субъекты.
Участвовать в этом опыте предлагается одной параллели классов в каждой школе, то есть, как подсчитали теоретики, обучаться основам религии по новой методике будут около 20 тысяч классов в 12 тысячах школ, то есть около 256 тысяч ребят.
С помощью «подопытных» школьников предстоит определить необходимое количество часов в неделю для изучения учебного курса, экономические условия нового образовательного процесса, а также методы повышения квалификации преподавателей. Как отмечают на официальном сайте министерства, предстоит еще и «написать интересные учебники и методические пособия, чтобы уроки были увлекательными».
В свою очередь в обществе не раз поднимался вопрос по поводу введения в школах предмета «Основы православной культуры». Председатель Совета по делам религий при правительстве РБ Вячеслав Пятков отметил, что наиболее рациональным считает изучение в рамках школьной программы истории мировых религий, которое должно сопровождаться хорошей методологической и материальной базами. «Для тех, кто хочет изучать основы православной культуры или других вероучений, есть воскресные школы при храмах и мечетях, а также масса других возможностей. Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным субъектом Российской Федерации, на территории которой преподавание основ того или иного вероисповедания неизбежно приведет к различного рода противоречиям и конфликтам, — сказал Вячеслав Петрович. — Нужно ввести в учебных заведениях культурологическое изучение мировых религий, а в вузах готовить кадры, которые смогли бы преподавать историю религий в школах».
Дмитрий Медведев потребовал соблюсти конституционные принципы -–отделенности церкви от государства и свободы вероисповедания. Это значит, что предмет «Религиозная культура» или «Этика» будет светским и вести его будут светские учителя.
Предлагается перепрофилировать учителей литературы, психологии и истории. По словам руководителя общественной организации татарских женщин «Сахибжамал» Гульзиян Ягудиной, преподающей «Нравственные ценности Ислама», предмет «История религии» в школах необходим. По мнению Гульзиян Залиевны, преподавателем должен быть, безусловно, светский человек. «Нужно построить программу так, чтобы изучение предмета стояло наряду, например, с литературой. То есть не начинать сразу с «Хемингуэя», а постепенно детей вводить в курс, учитывая возраст».
Однако, как пояснили нам в управлении образования администрации Уфы, особых проблем или затрат не будет: «Как мы поняли, речь идет об истории религии, которая в той или иной мере и так присутствует в обычной школьной программе, так что мы говорим просто о более углубленном изучении, и особых проблем в подготовке учителей возникнуть не должно».
Управляющий делами ЦДУМ России Артур Сулейманов пояснил, что весьма рад тому, что учить религии будут именно светские преподаватели. «Это гарантирует беспристрастность учителя», — объясняет Артур-хазрат.
А ведь это качество является немаловажным в такой деликатной и щекотливой теме, как религия.
Новые предметы предлагается ввести в четвертом классе и завершить в пятом. Пока речь идет о двух уроках в неделю. Если эксперимент пройдет успешно, то к 2012 году обучение истории и основам религии будет введено в школьную программу как обычный учебный предмет, за который будут выставляться оценки. Кроме того, на совещании было решено, что в армии уже в этом году официально появятся полковые священники, правда, пока лишь в тех частях, что расположены за пределами страны.
* Запрещены в РФ