Представитель госперевозчика «Башавтотранс» объяснил, зачем компания взяла овердрафтный кредит в Сбербанке на 150 миллионов рублей. Напомним, кредитная линия открыта до 31 октября 2025 года, следует из материалов с портала госзакупок. О смысле этого договора рассказал UFA1.RU заместитель генерального директора компании по финансам Флорид Валиев.
Овердрафтный кредит, или овердрафт, — это форма кредитования, которая позволяет списывать с банковского счета больше денег, чем на нем есть в момент платежа. Им можно пользоваться, когда на счете закончились собственные средства.
По словам Валиева, договор на овердрафтный кредит — это, по сути, кредитная линия. Его заключение не означает одномоментное получение кредита в день заключения.
— Это возможность получения кредита в моменты возможных кассовых разрывов на расчетном счете в размере, не превышающем лимит, указанный в договоре, на протяжении срока действия договора — один год, — пояснил он. — Это может быть 1 рубль, а может быть и 150 миллионов рублей. По необходимости.
Он подчеркнул, что подписание соответствующего договора не обязывает «Башавтотранс» брать кредит. При отсутствии необходимости он может и не быть активирован. По словам Валиева, это «лишь возможность для предприятия, в качестве финансовой подстраховки».
— Заключение договора овердрафтного кредита 1 ноября не является чрезвычайным событием. Это обычная практика предприятия, — заверил он. — Заключение такого договора в этом году является лишь следствием окончания такого же прошлогоднего договора. Имеется временной зазор с окончанием прошлогоднего договора овердрафтного кредита, связанный с урегулированием условий нового договора.
Также он добавил, что условия вновь заключенного договора «ничем не отличаются от прошлогоднего договора».
Отметим, что в последнее время Минтранс Башкирии закупал для компании автобусы на миллиарды рублей, рассчитываться за которые ведомству предстоит до 2029 года. Несмотря на значительную бюджетную поддержку и борьбу руководства республики с частными перевозчиками, госперевозчик показывает убытки.
Комментируя это, Валиев заявил, что суждение об убытках предприятия при господдержке «крайне неверное». То же самое в беседе с корреспондентом UFA1.RU сказал и гендиректор компании Надир Самиев — по его словам, госперевозчик «уже третий год работает с плюсом». Однако, согласно бухгалтерской отчетности, компания с 2014 года показывает чистые убытки.
По словам Валиева, такому несоответствию есть объяснение — чтобы делать выводы о реальных финансовых результатах «Башавтотранса», необходимо «брать в учет очень много параметров и условий, при которых функционирует» предприятие, и понимать специфику его работы, заявил он.
— Из множества условий назову только одно, уже достаточное, чтобы опровергнуть, — это амортизация, которая участвует в формировании финансового результата предприятия, — сказал он. — Однако для государственных унитарных предприятий при условии безвозмездной передачи в хозяйственное ведение государством имущества амортизация не является действительным фактором расхода.
Убытки госпредприятия амортизацией объясняют не впервые — как ранее рассказывал UFA1.RU Валиев, 942 миллиона рублей убытка за 2022 год возникли из-за 1,01 миллиарда рублей амортизации, а по факту компания вышла в плюс на 70 миллионов рублей.
Поддержка «Башавтотранса» — часть транспортной реформы, о проблемах в реализации которой говорил в 2022 году глава Башкирии Радий Хабиров. Он отмечал, что «Башавтотранс» к моменту, когда он возглавил республику и занялся этим вопросом, «уже кончали» и «подводили аккуратно под банкротство». По его словам, ситуацию удалось остановить, «укрепить материальную базу».
Впрочем, в финансовой отчетности предприятия об этом мало что свидетельствует. В период с 2014 по 2018 год убытки «Башавтотранса» увеличивались: они составляли 57,79 миллиона в 2014 году, 511,78 миллиона в 2015 году, 485,81 миллиона в 2016 году, 385,39 и 353,24 миллиона в 2017 и 2018 годах соответственно.
В дальнейшем средний размер убытков лишь подскочил: в 2019 году он составил 691,74 миллиона рублей, в 2020 году — 512,84 миллиона, в 2021 году — 27,82 миллиона, в 2022 году — 942,45 миллиона, в 2023 году — 847,45 миллиона.
Транспортный эксперт Олег Арефьев считает, что проблема «Башавтотранса» заключается не столько в самих убытках в отчетности, сколько в том, что «особой задачи не стоит из этих убытков выходить».
Он указал на то, что задача транспортной реформы, частью которой является госперевозчик, была в том, чтобы сделать «работу самой системы эффективной», и финансовые результаты компании свидетельствуют о том, что успехом это начинание не увенчалось.
Корреспондент UFA1.RU обратился в «Башавтотранс» с просьбой подробно обсудить финансовую и хозяйственную деятельность госперевозчика — там пообещали обдумать это предложение, указав на то, что предприятие является стратегическим и в «текущих геополитических условиях не вся информация подлежит раскрытию».