В Башкирии продолжает развиваться громкая коррупционная история о взятках и мошенничестве в госкомпании «Башкиравтодор». Ее фигурантами уже стали как топ-менеджер предприятия, так и крупные региональные чиновники. На фоне этих процессов компания стала банкротиться, и первые печальные последствия этого жители республики уже почувствовали.
В этом материале рассказываем о том, как развивался скандал и что происходит с «Башкиравтодором» сейчас.
Начало конца
В начале ноября 2023 года, как сообщал источник UFA1.RU, в офис компании «Башкиравтодор» — крупнейшего в Башкирии господрядчика по ремонту дорог — заявились сотрудники Следственного комитета и ФСБ. Силовики провели обыск, изъяли часть вещдоков, после чего задержали директора компании Ильдара Юланова.
Параллельно с этим обыски прошли в домах и на рабочих местах директора уфимской компании «Киви» Ирека Шарипова и его заместителя Ришата Самматова. Эти двое, по версии следствия, вместе с Юлановым увели из бюджета по липовым договорам аж около 91 миллиона рублей.
Так в «Башкиравтодоре» начался очередной коррупционный скандал. Юланов стал четвертым с 2000 года директором госпредприятия, столкнувшимся с уголовным преследованием. До него в коррупции уже обвиняли бывших руководителей Шамиля Аминова, Марата Гилимьянова и Рината Абдуллина.
За последние два с половиной десятилетия госкомпания испытывала всё усиливающиеся финансовые трудности — ни одному из менеджеров, побывавших на «проклятой должности» директора «Башкиравтодора», эти проблемы решить не удалось (а их сменилось больше десятка).
Ильдар Юланов пришел на предприятие в конце 2020 года. Появился он словно из ниоткуда — экономист, выпускник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, большую часть своего карьерного пути он посвятил бизнесу, далекому от дорожно-строительной сферы.
Так, согласно официальной биографии, в 2010–2018 годах он работал как индивидуальный предприниматель в Москве, где развивал службу такси «Лорд». По данным сервиса «Контур.Фокус», в этот период он также участвовал в уфимских компаниях «Азия Холл», управляющей рестораном на улице Менделеева, «Плодоовощ» по аренде недвижимости и стерлитамакской «Рынок» по торговле продуктами.
Пиком его карьеры стало назначение начальником управления транспорта и связи уфимской мэрии, где он едва ли проработал больше года — во всяком случае, судя по тому, что успел сдать лишь одну декларацию о доходах в 2019 году.
Столь неочевидный выбор руководителя главного дорожного подрядчика в республике породил многочисленные слухи, распространившиеся в Telegram-каналах и прессе. Юланову приписывали то покровительство со стороны премьер-министра Башкирии Андрея Назарова, то дальнее родство с главой республики Радием Хабировым.
Как бы то ни было, вытянуть «Башкиравтодор» из предбанкротного состояния, в котором он оказался к 2020 году, новому топ-менеджеру не удалось. По итогам 2021 года предприятие отчиталось об убытках в 1,4 миллиарда рублей, в 2023 году ушло в минус уже на 4,1 миллиарда рублей, а в 2024 году и вовсе началось его банкротство из-за огромных долгов, накопившихся перед поставщиками.
Улучшению финансовых результатов дорожно-строительной компании едва ли способствовал и расцвет коррупции, начавшийся, по версии следствия, с того самого момента, как Юланов возглавил «Башкиравтодор». Участниками различных сомнительных схем вокруг госпредприятия обвинение сочло не только самого гендиректора и контрагентов, но и высокопоставленных башкирских чиновников.
Началось всё с контрактов, заключенных между «Башкиравтодором» и компанией «Киви» в 2021 году. По версии следствия, Юланов тогда вступил в сговор с директором «Киви» Иреком Шариповым и его заместителем Ришатом Самматовым. Вместе они изготовили подложные накладные, связанные с перевозкой стройматериалов при строительстве трассы Бирск — Тастуба — Сатка в Караидельском районе.
Работы были приняты Юлановым «без проверки их фактического выполнения», что, по версии обвинения, позволило троице похитить около 91 миллиона рублей, которыми они впоследствии «распорядились по своему усмотрению».
Откуда деньги?
Обыски у обвиняемых обнажили их богатство. Так, дома и на работе у Юланова, Шарипова и Самматова следователи изъяли деньги и ценности на общую сумму около 4,5 миллиона рублей, два автомобиля Mercedes-Benz G63 AMG и 14 дорогих брендовых часов (среди них, по данным источника UFA1.RU, были люксовые швейцарские Rolex и Hublot).
Впрочем, было бы опрометчиво связывать богатства нового директора «Башкиравтодора» исключительно с коррупционными схемами, которые проворачивали в госкомпании. Судя по вышеупомянутой декларации о доходах за 2019 год, Юланов был весьма состоятельным человеком уже к моменту, когда он пришел на работу в мэрию.
На тот момент ему принадлежало почти 350 соток сельскохозяйственных земель, садовый участок в 8 соток с домом площадью в 191 квадрат, четыре квартиры (в 52, 93, 105 и 86 квадратов), еще одна в пользовании у жены (в 107 квадратов). В том же году он отчитался о 14,35 миллиона рублей дохода, включая средства от «продажи имущества».
В былые времена, как установил UFA1.RU с помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА), Юланов владел достаточно скромными автомобилями «УАЗ-Хантер», Hyundai Santa Fe, Ford Mondeo, однако впоследствии обзавелся более престижными Land Rover Range Rover с «красивым» госномером В555ВВ02 и кроссовером Porsche Macan.
О происхождении доходов руководителей компании «Киви» известно гораздо меньше, но очевидно, что они тоже не бедствовали. Шарипов — бывший президент Федерации борьбы на поясах Башкирии, катался на Mercedes-Benz G-класса с тремя семерками в госномере.
Самматов свои «три семерки» повесил на Land Rover Range Rover, а в соцсетях постоянно позировал с мотоциклам Harley Davidson. На его предположительную родственницу, по данным РСА, были оформлены Mercedes-Benz G-класса и M-класса (тоже с тремя семерками в госномерах).
Новые фигуранты
Топ-менеджера «Башкиравтодора» и его сообщников арестовали по обвинению в мошенничестве, однако на этом история не закончилась. В мае 2024 года в Уфе задержали министра транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александра Клебанова — тоже по делу, связанному с госкомпанией.
Глава Башкирии в тот же день отправил чиновника в отставку (что довольно нетипично для него), а вскоре начали появляться первые детали обвинения. Клебанова назначили министром в конце 2022 года, а уже в 2023 году, как сообщали в объединенной пресс-службе судов республики, он получил взятку в пять миллионов рублей от уже знакомой нам компании «Киви». Деньги передали через посредника, не знавшего об их реальном назначении.
По версии следствия, Клебанов, будучи членом совета директоров «Башкиравтодора», потребовал от директора «Киви» и его заместителя взятку за «общее покровительство и способствование в получении ими платежей за ранее выполненные работы» по контрактам, заключенным в 2021 году.
Чиновника арестовали вслед за Юлановым и остальными, но и это не стало финалом истории. В конце сентября в Уфе задержали Алана Марзаева — вице-премьера Башкирии, бывшего главу Минтранса и Минстроя, известного как друга Радия Хабирова, которому он готовил шашлыки на госдаче.
Вице-премьер вскоре также оказался под арестом. Его обвинили в том, что он получил 37 миллионов рублей от «руководителей дорожно-строительной компании» за «покровительство их коммерческой деятельности и обеспечение заключения госконтрактов на строительство автодорог».
О какой компании идет речь, в следственных органах не сообщили, на просьбу корреспондента UFA1.RU об уточнении не ответили, сославшись на тайну следствия. Как бы то ни было, показания на Марзаева дал ранее задержанный Клебанов. Уголовные дела в отношении обоих чиновников передали на дальнейшее рассмотрение в Москву.
Печальный итог
Тем временем «Башкиравтодор», которому в этом году исполняется 100 лет, переживает один из самых удручающих эпизодов своей истории. В начале 2024 года стало известно об уголовном преследовании ее директора, а в мае 2024 года в компании стартовала процедура банкротства. За последние годы в суд на нее подали целую пачку исков, общая сумма требований по которым исчисляется миллиардами рублей.
Попытки властей помочь предприятию — от допэмиссии акций до прямого субсидирования — успехом не увенчались. Помимо этого, с начала 2024 года вплоть до июня у компании, по данным сервиса «Контур.Закупки», не было господрядов (во всяком случае, она не получала их на конкурсной основе).
С июня, впрочем, на предприятие обрушился поток контрактов: по подсчетам UFA1.RU, с ним заключили соглашений с суммарной максимальной ценой в 56,89 миллиарда рублей и начальной суммой цен единиц работ в 23,18 миллиарда рублей. Все они связаны с содержанием муниципальных и межмуниципальных дорог в районах республики.
Помимо этого, с июня 2024 года по данный момент с «Башкиравтодором» были заключены и другие контракты, связанные с дорожными работами в разных районах республики, в общей сложности на 5,82 миллиарда рублей. Поможет ли это, покажет время.
А вот первые негативные последствия банкротства господрядчика уже видны — из-за финансовых проблем компании в Альшеевском районе Башкирии рядом с деревней Никифарово застопорился ремонт моста на дороге, ведущей от трассы М-5 до Киргиз-Мияков через Чишмы и Аксеново. В управлении дорожного хозяйства республики по этому поводу сообщали, что ведут «претензионную работу» с «Башкиравтодором», который занимается этой стройкой.
Пока суд да дело, временно исполнять обязанности директора госкомпании назначили Ильгиза Усманова. В прошлом он работал помощником экс-главы Башкирии Рустэма Хамитова (в телефонных книжках его номер записывали в том числе как «охрана президента»), а в последнее время трудился в управделами уже Радия Хабирова.
Примечательно тут то, что Усманов, как удалось выяснить UFA1.RU, до 2018 года ездил на авто с тем самым госномером из трех пятерок, который потом оказался на Range Rover Юланова. А еще он «донашивал» госномер, прежде принадлежавший транспортному управлению республики (это предприятие содержит правительственный автопарк).
Словом, в каком-то смысле арестованному Ильдару Юланову удалось сохранить преемственность в руководстве «Башкиравтодора».
Подробнее об истории предприятия мы рассказывали в отдельной статье.