Премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров посетил Уфимский судоремонтно-судостроительный завод. После визита он сообщил, что предприятие планируют передать в частные руки. Политик отметил, что компания находится в предбанкротном состоянии, несмотря на то что республика оказывала ей «финансовую поддержку».
Назаров заявил, что заводу требуются вложения, а также дополнительные компетенции «в вопросах энергетики, развития предприятия, освоения новых направлений и рынков». Причем власти уже нашли инвестора. Предполагается, что благодаря приватизации в ближайшие года положение завода улучшится.
— Договорились, что в течении двух с половиной недель подготовим «дорожную карту», в которой детально пропишем все первостепенные задачи, как для инвестора, так и для ведомств, отвечающих за это направление. Совместными усилиями в течении года-двух выведем завод на новый уровень, — рассказал премьер-министр.
Ремонтируют флот более 100 лет
История завода началась в 1918 году. Тогда в Уфе были образованы судоремонтные мастерские, а в 1932 году они получили статус завода. В 1942-м на предприятии, помимо ремонта флота, начали строить деревянные барж-площадки. В конце 1950‑х завод возводил металлические баржи грузоподъемностью 300 и 600 тонн, а в 1973 году — буксирные теплоходы.
До 1992 года предприятие носило название Ремонтно-эксплуатационная база флота имени Октябрьской Революции Бельского речного пароходства, с 1992 по 1999 годы — Уфимская ремонтно-эксплуатационная база флота БРП, а с апреля 1999 и по июль 2005 года — ООО «Судоремонтно-судостроительный завод имени Октябрьской революции» ОАО «Бельское речное пароходство». Затем его переименовали в ООО «Судоремонтно-судостроительный завод» («ССЗ»).
Завод расположен в микрорайоне Затон на улице Ахметова. Сейчас он занимается ремонтом судов, перевозками речным транспортом, а также разработкой гравийных и песчаных карьеров и добычей глины и каолина.
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ССЗ» зарегистрировано в 2005 году. Учредителем компании было АО «Башкирское речное пароходство». Сейчас предприятие принадлежит аппарату правительства Башкирии. Также в компании имеют небольшие доли первичная профсоюзная организация ООО «Судоремонтно-судостроительный завод», Сергей Фомичев и Геннадий Церяпкин.
Предприятие работает в убыток — на конец 2020 года он составил 33,7 миллиона рублей. При этом компания за этот год выручила 189,9 миллиона рублей.
В мае 2021 года произошла реорганизация АО «Башкирское речное пароходство» — предприятия «Речной порт «Уфа»» и «Порт Уфа», которые входили в компанию, перешли к «ССЗ». Сейчас, по данным «Контур.Фокуса», судоремонтный завод числится управляющей компанией портов.
На такие меры пришлось пойти, чтобы спасти пароходство от процедуры банкротства. В феврале 2020 года следком Башкирии возбудил уголовное дело, обвинив предприятие в преднамеренном банкротстве. Следователи пришли к выводу, что бывшие руководители компании и должностные лица Минземимущества своими действиями привели ее к разорению, причинив имущественный вред республике на сумму более 120 миллионов рублей.
Однако Арбитражный суд прекратил дело о банкротстве пароходства. Долг предприятия перед кредиторами составлял 55,5 миллиона рублей. Этот долг отдали «ССЗ», Минземимущества республики, ООО «Речной порт «Уфа»». Чтобы его погасить, им выдали рассрочку на три года.
Банкротство
На уфимский «ССЗ» подавали три иска о банкротстве. Согласно материалам Арбитражного суда, первая процедура несостоятельности завода началась в 2016 году. Долг перед кредиторами, среди которых был Сбербанк, составлял более 100 миллионов рублей.
В январе 2018 года участок площадью 5,3 гектара и здания, принадлежащие заводу, продали на торгах. Недвижимость и землю купила компания «Дионис» за 136,3 миллиона рублей. В Минземимуществе сообщали, что этих денег будет достаточно, чтобы погасить долги и остановить процедуру банкротства.
— Дело о несостоятельности предприятия будет прекращено, следовательно, оно сможет восстановить свою платежеспособность, — рассказали в ведомстве.
Так и произошло — компания заплатила кредиторам и дело было прекращено. Однако в марте 2020 года в Арбитражный суд вновь поступил иск на завод. В этот раз признать компанию несостоятельной потребовала Федеральная налоговая служба. Заявитель утверждал, что сумма долга «ССЗ» составляла 12 миллионов рублей. Однако уже через три месяца суд вынес решение отказать в признании предприятия банкротом.
Последний иск подало Минземимущества в феврале 2022 года. Суд принял заявление, ближайшее судебное заседание по делу состоится в четверг, 14 апреля.
Что будет дальше?
Минземимущества сообщило, что рассматривается возможность полностью продать «Судоремонтно-судостроительный завод» инвестору. По словам первого замминистра Дмитрия Суслина, сейчас проводятся оценочные мероприятия доли предприятия.
Андрей Назаров поручил в течение двух с половиной недель разработать и утвердить «дорожную карту», в которой будут прописаны все задачи, как для инвестора, так и для ведомств, отвечающих за это направление.
UFA1.RU направил запрос в Минземимущества с просьбой рассказать об инвесторе, готовом выкупить предприятие. Как только мы получим ответ, опубликуем на нашем сайте.
Бывший директор завода Павел Юрченко сообщил в беседе с UFA1.RU, что ранее уже появлялись потенциальные покупатели завода, но власти их предложения игнорировали.
— Последний раз я общался по поводу «ССЗ» с представителями главы Башкирии в 2019 году, — рассказал экс-руководитель. — Тогда было предложено продать «ССЗ» и туда вкладываться, это пропустили мимо ушей. До этого в 2014 году такое предложение было. Тогда Востокнефтезаводмонтаж просил передать ему контрольный пакет завода, чтобы он его возрождал. Это тоже проигнорировали. После 2019 года меня никто со стороны правительства не спрашивал ни моего мнения, ничего. Поэтому мои люди не знают, что там происходит.
Юрченко не верит, что инвестору удастся восстановить предприятие. По его мнению, через несколько лет на месте завода построят дома.
— В апреле будет заседание по банкротству «ССЗ». Как это всё бьется с инвестором? Я полагаю, что инвестору продадут долги. Мое мнение, исходя из того, что происходит, — инвестор через пару лет махнет рукой, скажет, что это безнадежно и всё это пойдет под жилую застройку, — добавил бывший директор.
Как сообщает «Коммерсантъ», завод может выкупить структуры, связанные с депутатом горсовета Уфы и директором «Башкирской строительной компании» Артуром Шайнуровым. Он изучает финансовое состояние «ССЗ». Для начала инвестор намерен погасить долг завода перед кредиторами в размере около 500 миллионов рублей. Такую же сумму планируют потратить на модернизацию судов и оборудования «ССЗ». Как отметил депутат, операторами проекта станут его компания и аффилированное с ней ООО «Транстерминал».
При этом треть территории завода, как заявил Шайнуров, могут отдать под строительство жилых домов, яхт-клуба и гавани для маломерных судов.
В Башкирии также намерены возродить речное пароходство. Речные суда сейчас находятся в плачевном состоянии, но их пытаются реанимировать. В Минтрансе сообщили, что с 2024 по 2030 год власти выведут «Башкирское речное пароходство» из кризиса. Подробнее об этом, а также о том, почему водный транспорт в республике пришел в убыток, какие проблемы есть в отрасли и как их будут решать, читайте в нашем материале.