Экономика интервью Работают до трех ночи: как 35 человек из ФАС Башкирии раскрывают тайные подряды и борются с коррупцией

Работают до трех ночи: как 35 человек из ФАС Башкирии раскрывают тайные подряды и борются с коррупцией

Глава ведомства Андрей Хомяков рассказал, как единицы следят за закупками тысячной армии чиновников

В особо напряженные периоды сотрудники УФАС задерживаются на работе до 3 часов ночи

За 2021 год в республике произошло немало скандалов с крупными госзакупками. За тем, чтобы органы местной власти и бюджетные организации соблюдали правила конкуренции на рынке, следит Управление антимонопольной службы Башкирии. Подробнее о деятельности знаменитой аббревиатуры ФАС UFA1.RU рассказал руководитель управления Андрей Хомяков.

Непростые жалобы


Андрей Хомяков занимает пост руководителя антимонопольной службы Башкирии семь лет. Мужчина родился в 1976 году в Брянске, затем в 1998 году окончил Московскую государственную юридическую академию имени О. Е. Кутафина. Затем много лет работал в Москве в электроэнергетическом секторе.

В 2014 году Андрея Хомякова назначили заместителем начальника Правового управления ФАС России. В январе 2018 года он был назначен руководителем управления по республике.

По признанию руководителя УФАС, ему очень нравится жить и работать в Башкирии. Он, как и многие, отмечает красоту природы и огромное количество мест для отдыха. Свободное время Андрей Хомяков предпочитает проводить в спортзале или наслаждаясь тишиной за городом.

— В антимонопольной службе будет 7 лет как работаю. Работа интересная, наша задача — не выискивать нарушения, а восстанавливать нарушенные права. В первую очередь это относится к хозяйствующим субъектам, так как основная задача связана с обеспечением конкуренции. Законодательство не стоит на месте, оно меняется. Раньше к нам поступало очень много жалоб, в том числе и от профессиональных жалобщиков, — рассказал руководитель службы.

Как выяснилось, профессиональные жалобщики обращались в антимонопольную службу, преследуя свои корыстные цели.

— Они отслеживают закупки, читают, выискивают нарушения и даже обращаются с жалобой на нарушение в процедуре. Это делалось с целью того, чтобы потом обратиться к потенциальному победителю торгов или его организатору и потребовать денежное вознаграждение за то, что они отзовут свое заявление. Это был такой своеобразный бизнес. Сейчас, благодаря изменениям в законодательстве, мы в основном рассматриваем жалобы участников или потенциальных участников госзакупок, — поделился Хомяков.

Сейчас законодатель и УФАС приходят к тому, что необходимо минимизировать возможность влияния профессиональных жалобщиков. Из-за этого подходы и законодательство в сфере рассмотрения жалоб и нарушений меняются ежегодно.

Для размышлений времени нет

В штате антимонопольной службы работает всего 35 человек. Все они имеют юридическое, экономическое или смежное в этих областях образование.

Сотрудники занимаются только рассмотрением жалоб. Что касается самостоятельного мониторинга госзакупок — это в полномочия ведомства не входит. Однако в рамках контроля служба может осуществлять плановые (по жалобам) и внеплановые проверки (по сообщениям из различных источников, в том числе и СМИ).

Задача УФАС — следить за соблюдением в закупках антимонопольного законодательства

— Особое внимание мы уделяем закупкам, которые осуществляются в рамках национальных проектов. Если при проверке мы обнаруживаем серьезное нарушение, которое не устранишь без внесения изменений в конкурсную документацию, то мы обязаны вынести предписание о том, что это нужно исправить. Конечно, для участников закупки это не совсем комфортно, потому что это передвигает сроки проведения торгов, — пояснил руководитель антимонопольной службы.

Зачастую участникам торгов вынесение предписания неудобно тем, что из-за перенесенных сроков срываются сроки дальнейшего хода событий. К примеру, строительство важного объекта или закупка лекарств.

После проведения проверки УФАС может вынести решение о том, что нарушений не было найдено. В случае, если их обнаружили, то выдается предписание об их устранении. Согласно ему можно потребовать восстановить нарушенные права либо привлечь к административной ответственности лиц, которые их нарушили. Однако, если в деле есть состав уголовного правонарушения, в таком случае дело передают для дальнейшего рассмотрения в правоохранительные органы.

Как правило, у специалистов достаточно ограниченное время для проведения проверки по жалобе. Если закупка была размещена за счет федеральных средств, в таком случае на внеплановую проверку фактов специалистам дается всего 5 дней. На торги за счет средств организаций — 7.

В качестве примера руководитель УФАС привел изучение документации по контракту на строительство Центра управления республикой. Докладная записка о том, что в закупке есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, поступила специалистам 11 июня, однако рассмотрение дела было отложено на 5 августа. Сейчас проверка всей документации ведется до сих пор. Также сторонам дали возможность предоставить письменные возражения при их наличии.

— Всегда при проверке жалобы мы говорим про признаки нарушения. А точно говорить о том, что оно найдено, можно только после вынесения решения. Пока по строительству ЦУРа оно еще не вынесено, и там мы продолжаем рассмотрение этого дела. Оно должно завершиться в начале следующего года, там есть и очевидные для нас моменты, и неочевидные, пока нужно до конца разобраться в ситуации и вынести решение, — сообщил Андрей Хомяков.

Сроки давности

Кроме сроков рассмотрения дела, также есть и сроки их прекращения. К примеру, срок давности совершения нарушения по закону составляет 3 года.

Согласно закону о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено, и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства — со дня окончания нарушения или его обнаружения.

О громких закупках

Как выяснилось, у антимонопольной службы нет понятия «крупное нарушение» в закупке. Руководитель службы рассказал, на какой стадии находятся дела, которые освещались в средствах массовой информации за год.

В конце прошлого года УФАС заинтересовалось деталями закупки пиксельных елок, которые приобрело хозяйственное управление республики за 115 миллионов рублей. Специалисты выяснили, что конструкции везли из Беларуси, а в поставке участвовали три фирмы. Из-за этого цена елок выросла с 62 миллионов до 115 миллионов. При этом победителем торгов была объявлена компания ООО «Клирлайт Рус», которая зарегистрирована в Московской области в городе Одинцово.

За год антимонопольная служба не раз помогала восстановить справедливость в крупных закупках

— Поставщику было выдано предписание о возврате в бюджет республики данной суммы, но в данный момент деньги не возвращены. Также были переданы материалы дела в правоохранительные органы. Сейчас, насколько нам известно, стоит вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении участников этой схемы, — рассказал руководитель службы.

Также в начале этого года специалисты обязали мэрию провести новые торги на определение поставщика на ремонт дорог в Дёмском и Ленинском районах Уфы.

Еще одно громкое дело, которое не обошлось без внимания антимонопольщиков, — конфликт частных перевозчиков и городских властей. В 2020 году частники обратились в УФАС с просьбой проверить законность действий мэрии при оптимизации сети пассажирских перевозок. Властям было выдано предписание исправить нарушение, однако за год ранее выданное предписание не было выполнено. В настоящее время идут судебные разбирательства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем