11 ноября в ходе очередного «Инвестчаса» представители компании «Уральский лес» объявили о своем желании вложить более пяти миллиардов рублей в местный холдинг «Башлеспром», к которому относится Уфимский фанерный комбинат. За 3,5 миллиарда рублей инвестор планирует построить комплекс по изготовлению большеформатной фанеры, а еще 1,6 миллиарда направить на строительство лесопильного завода в поселке Амзя под Нефтекамском. На оставшиеся средства фирма хочет открыть два питомника, в которых будут выращивать деревья для формирования сырьевой базы.
Пока проект на согласовании, мы решили вспомнить, как и почему разорился «Башлеспром» и кто стоял за ним всё это время. В этом расследовании UFA1.RU рассказывает всю историю уфимской «фанерки» с момента ее основания.
Война и перестройка
Черниковский (с 1960 — Уфимский) фанерный комбинат был основан в 1935 году после объединения лесопильного и фанерного заводов Черниковска, сообщает региональный интерактивный энциклопедический портал «Башкортостан». Предприятие занималось выпуском фанеры (в том числе авиационной) и шпона. В 1957 году появился также Уфимский домостроительно-фанерный комбинат (в дальнейшем — фанерно-плитный). Он расположился на территории Нижегородки и занимался производством ДВП, фанеры и других наименований.
Судьба этих двух предприятий в дальнейшем тесно переплелась — и не только потому, что оба выпускали аналогичную продукцию. В перестроечные годы УФПК и УФК с разницей в два года прошли через приватизацию, став акционерными обществами. Последний почти сразу после этого вошел в группу предприятий «Башлеспрома» — крупнейшего лесозаготовщика республики.
— В сложнейших условиях перехода к рыночной экономике на комбинате не только сохранились основные производственные мощности, трудовой коллектив, но и постоянно проводилась модернизация оборудования, совершенствовалась технология, улучшались условия труда, — сказано на официальном сайте компании.
Впоследствии к холдингу примкнул и УФПК. К тому моменту в «Башлеспром» входил также и Амзинский лесокомбинат, основанный на базе Михайловского леспромхоза и Амзинского лесохимического завода, другие предприятия, в том числе занимающиеся логистикой и обеспечением работы группы компаний.
От кафетерия до бизнес-империи
На 2003 год, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», в число предприятий холдинга входили также ООО «Авзянский комплекс», ООО «Уфимский лесной комплекс», ООО «Авзянский лес» и другие. За всеми предприятиями стояли структуры саратовского предпринимателя Камиля Аблязова — владельца ГК «Нарат».
Как рассказывает издание «Долг.рф», когда-то он начинал с небольшого кафетерия и компьютерного клуба в Саратове. В будущем он сколотил целую бизнес-империю, а в нулевых пришел в Башкирию, предложив вывести «Башлеспром» из финансовых трудностей. По данным «Контур.Фокуса», активы «Нарата» и связанных с ним фирм были в разных долях разделены между родственниками бизнесмена — детьми Лукманом, Гельфиёй, Рашидом, Ренатой и двоюродным братом Ирфаном.
Согласно информации Всемирного конгресса татар, в котором Камиль Аблязов является заместителем председателя исполкома, мужчина — уроженец деревни Дворянское Волгоградской области, а в Саратове окончил геологоразведочный техникум и экономический институт. Бизнесмен в разное время занимал должности советника губернатора Саратовской области, главы национально-культурной автономии татар. Также он — автор книги «Историческая судьба татар».
Его брат Ирфан Аблязов — тоже известная личность. Выпускник Вольского высшего военного училища тыла в Саратовской области, кандидат экономических наук, немалую часть своей жизни он провел на госслужбе. В период с 2003 по 2008 годы двоюродный брат Камиля он был торгово-экономическим представителем Саратовской области в Башкирии.
Также, по данным портала «Депутаты Башкортостана», он занимал должности депутата муниципального района Саратовской думы третьего созыва, депутата Курултая Башкирии, выдвигался от Белорецкого избирательного округа. В помощниках Ирфана Аблязова значился и его сын Эльдар.
Одной рукой руководит, другой — инвестирует
После экономического кризиса 2008 года у холдинга Аблязовых начались сложности. В 2010-х «Башлеспром» взял кредит на переоборудование производства. Долги нужно было погасить до 2019 года. Но сделать этого в срок не удалось.
Компания стала фигурантом пяти арбитражных процессов, был назначен конкурсный управляющий и объявлен процесс банкротства. Как сообщал уфимский «Коммерсант», общая сумма исковых требований составила 3,2 миллиарда рублей.
Работа «фанерки» на время заглохла. Судя по данным «Контур.Фокуса», в тот же период семья Аблязовых начала выходить из числа учредителей компаний группы «Башлеспром». Активы достались другим предпринимателям, среди которых оказался и Денис Согияйнен — сын бывшего начальника управления лицензирования Роснедр Вадима Согияйнена.
Последнего называют человеком экс-главы Минприроды РФ Юрия Трутнева — в частности потому, что он покинул свой пост одновременно с министром. В период своей работы в Роснедрах Согияйнен-старший отметился в конфликте с рабочими Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения в Свердловской области. Как сообщало издание URA.RU трудящиеся обвинили его в «вопиющем самоуправстве и беспределе» при распределении лицензий на добычу.
После ухода из Роснедр Вадим Согияйнен некоторое время занимал руководящий пост в «Арети Газ Холдинг» — крупной компании нефтегазовой отрасли. В 2013 году журналисты «Ведомостей» обратили внимание на то, что экс-сотрудник Роснедр и Трутнев владеют соседними дачами в поселке «Серебряный бор», что расположен недалеко от подмосковного Красногорска. Отметим, что в период с 2017 по 2018 годы глава Башкирии руководил Красногорском, а до этого почти девять лет работал в администрации президента Путина.
Но вернемся к «Башлеспрому». В тот же период, когда Аблязовы начали отказываться от своих долей в семейном бизнесе, в Уфе предпринимателем Муратом Шигаповым, который прежде занимался фермерскими хозяйствами, была зарегистрирована фирма «Уральский лес». В октябре 2019 года он передал компанию во владение Ногману Тасмуханову, экс-гендиректору саратовского мясокомбината «Дубки».
Именно «Уральский лес», по мнению властей Башкирии, должен был стать инвестором, который спасет банкротящийся «Башлеспром». В мае 2020 года глава республики Радий Хабиров заявил, что предприятия группы компаний оказались на грани разорения «из-за неэффективного менеджмента».
— У нас появился якорный инвестор, который согласился выплатить весь накопившийся долг за аренду лесных участков и развивать наши предприятия, — объявил Хабиров. — Мы на постоянной связи с учредителем компании «Уральский лес», бизнесменом Вадимом Согияйненом, который всерьез намерен заняться сохранением нашей сырьевой базы и кадрового потенциала.
В этих словах руководителя региона пресса тогда заметила подвох — ведь официально Согияйнена, тем более старшего, в числе учредителей «Уральского леса» не было (и нет по сей день). Собственный источник UFA1.RU, знакомый с ситуацией, сообщил, что Хабиров не ошибся — по бумагам Согияйненов в «Уральском лесу» действительно нет, однако, по его словам, фактически экс-начальник управления лицензирования Роснедр является бенефициаром компании.
Что будет дальше?
В правительстве Башкирии в дальнейшем также ссылались на Согияйнена как на учредителя «Уральский лес». Так, в пресс-релизе кабмина от мая 2020 года от его имени приводится цитата о текущем положении дел на «фанерке» — тогда он пообещал до осени «освободиться от долговых обязательств прошлых лет и полноценно работать в республике».
Тогда же глава Башкирии заявил, что относится к инвесторам в регионе положительно и даже готов их поддерживать.
— Если добросовестный инвестор восстанавливает работу предприятий, воссоздает сотни рабочих мест, то мы, безусловно, должны его поддерживать, — рассказал Хабиров.
Бизнес-шериф Башкирии Флюр Асадуллин поделился своим мнением о перспективах развития предприятий.
— Аблязовых я не знаю. У них были свои интересы в других регионах. Здесь они тоже начинали что-то делать, потом у них были нюансы, насколько помню, по бизнесу и зарплате, — сказал он. — В итоге зашел новый инвестор.
По мнению Асадуллина, Ногман Тасмуханов — один из учредителей и генеральный директор «Уральского леса» — «адекватный молодой человек и бизнесмен».
— Он постоянно в командировках, в лесах на лесозаготовке, — поделился бизнес-шериф. — У предприятия большие планы. Они покупают новое оборудование, которого в республике вообще нет. Они заявились со своими инвестициями в пять миллиардов, республика им только часть компенсирует от приобретения техники. Какую именно часть компенсируют, будет определяться бизнес-планом и по факту стоимости этого оборудования.
Асадуллин считает, что инвестировать в производство фанеры в республике очень выгодно, так как материал используется повсеместно — начиная от изготовления мебели и заканчивая крупным производством. Остается надеяться, что компания Вадима Согияйнена справится со своей задачей и сможет спасти уфимские заводы от разорения.
Ранее мы рассказывали о том, кому на самом деле принадлежит вьетнамский рынок в Дёме, на котором одевалась вся Уфа. Читайте об этом в нашем большом материале.