В октябре 1961 года на XXII съезд КПСС была утверждена новая программа партии. Был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. Утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.
Было намечено создание материально-технической базы коммунизма. Речь шла о развитии производительных сил: о полной электрофикации, комплексной механизации и автоматизации, создании высокопродуктивного сельского хозяйства. В результате выполнения седьмой пятилетки совокупный общественный продукт увеличился на 37%, национальный доход – на 37%, объем промышленной продукции – на 51%, товарооборот – на 34%, реальные доходы на душу населения – на 19%.
А между тем в хрущевском социализме некоторые исследователи находят противоречия и склонны называть госкапитализмом. Один из главных признаков капиталистического общества – это постоянный рост цен, причем в первую очередь на товары первой необходимости. При Хрущеве цены поползли вверх. Социальная политика в эти годы характеризовалась определенной двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, были предприняты беспрецедентные по масштабам практические меры по подъему жизненного уровня населения, а с другой – проводимые мероприятия носили уравнительно-распределительный характер, что привело к огромному росту общественных фондов потребления, которые объективно являлись тяжелым грузом для плановой экономики.
Поднятая целина
Первый этап относится к 1953–1958 годам – наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде, освоения целины.
В соответствии с решениями февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС 1954 года в Башкирии с весны 1954 года началась работа по выявлению и отводу площадей для освоения целинных и залежных земель. На целинных землях Зауралья было организовано четыре новых целинных совхоза: Матраевский, Маканский, Хайбуллинский и «Урал». На базе Баймакского, Башкирского и Куюргазинского конных заводов были организованы крупные зерновые совхозы, которые по существу тоже можно назвать целинными совхозами. Только в 1954 году освоением новых земель занимались 1347 колхозов и многие совхозы Башкирии. За 1954–1955 годы по республике распахано свыше 500 тысяч гектаров целины.
Из воспоминаний председателя Мечетлинского, позже и Стерлибашевского раисполкомов М.Ф. Фаткиева: «Помню, тогда, в 1954 году, Башкирский обком ВКП(б) направил меня, как 30-тысячника, работать председателем Мечетлинского райисполкома. В те годы одновременно с освоением целинных и залежных земель нам необходимо было ликвидировать бездорожье в этом районе. Ибо этот район был почти бездорожным. Хорошо помню, как меня везли в этот район, 14 августа 1954 года, в районе тогда не было дороги с твердым покрытием. В пути от станции Сулеи Южноуральской железной дороги до райцентра Мечетлинского района села Больше-Устьикинское на расстоянии 130 километров мы видели застрявших из-за бездорожья 140 автомашин с зерном.
Весь тракторный парк района тогда переключился на буксировку автомобилей с зерном. О вспашке зяби, тем более ранней, августовской зяби, даже и речи не было. Не пахать раннюю зябь – означает обрекать район на неурожай, не говоря о других последствиях...»
«Со временем за четыре года в районе было построено 270 автомобильных дорог с твердым покрытием, – вспоминал Фаткиев. – По предшествующему опыту мечетлинцев на борьбу с бездорожьем были подняты трудящиеся Стерлибашевского района. За 3–3,5 года дорожно-строительных работ силами колхозников было восстановлено более 300 километров автомобильных дорог, уложено 180 мостов и труб, заложено более 17 парков, скверов, озеленены горы, посажены лесополосы вдоль дорог, построен водопровод в райцентре. Все это в корне меняло облик населенных пунктов».
К концу 1958 года объем общей валовой продукции возрос почти в 1,5 раза, товарной – в 1,8 раза, продукции животноводства – почти в два раза.
Технику – колхозам
Второй этап относится к концу 1950-х–1964 годам и характеризуется усилением административно-бюрократического нажима на аграрный сектор.
Первая административная реформа в области сельского хозяйства заключалась в ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательными последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.
Вторая реформа была направлена на укрупнение колхозов (83 тысяч – в 1955 году, 68 тысяч – в 1957 году, 45 тысяч – в 1960 году) с целью образования сильных крупных хозяйств, что, по существу, возрождало отвергнутую при Иосифе Сталине идею создания агрогородов и отражало стремление ускорить социальное преобразование деревни.
Все эти годы, начиная с 1950-х, продолжались работы по укрупнению колхозов. В начале 1950 года в Башкирии колхозов было 3472, а в конце года уже 2164. На колхоз приходилось в среднем 2078 гектаров, в том числе пашни – 1053 гектара. К концу 1955 года колхозов осталось 1484. К концу 1968 года их осталось 651, в среднем на колхоз приходилось уже 7010 гектаров, в том числе пашни – 4888 гектаров. Одновременно с созданием новых совхозов, почти ко всем существующим, были присоединены колхозные земли площадью 539 тысяч гектаров, в том числе пашни – 266 000 гектаров.
В 1958 году Хрущев начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств – с 1959 года жителям городов и рабочих поселков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства.
Следствием издержек политики стало падение сельскохозяйственного производства. Впервые в своей истории, с 1963 года страна начала закупать хлеб за рубежом. На эти операции в 1963 года было выделено 372,2 тонны золота, то есть около трети всего золотого запаса СССР. Цены на сельхозпродукцию подскочили в среднем на треть. Сократилось потребление населения. Сдерживалось развитие обрабатывающей и легкой промышленности.
За пару месяцев до визита Хрущева из магазинов Уфы почти исчезли продукты. Резко сократилось производство хлеба. О белых батонах и булочках оставалось только мечтать. Купить можно было, отстояв длинную очередь, черный хлеб из ржаной муки наполовину с кукурузной. Продукты уфимцы получали по норме, один раз в месяц. Действовала «мешочная» система. Крупы, расфасованные по количеству едоков в полотняные мешочки, сшитые за свой счет, сахарный песок, муку и другое привозили во двор, раздавали в подъезде. Не безвозмездно, за деньги. Хлеб, купленный в магазине, был кислым, есть его было невозможно (из воспоминаний Нины Федоровой).
В 1957 году была осуществлена реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (через соответствующие министерства) вводился территориальный. Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства (совнархозами) и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий.
В 1956 году был отменен антирабочий закон 1940 года, прикреплявший работников к предприятиям. У людей появилась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели. Сокращалась также продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Регулярно повышалась зарплата в промышленности. Удвоился размер пенсий, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Сельские жители получили право на пенсию только в 1964 году, и их пенсионный барьер был на пять лет выше, чем у остальных категорий трудящихся. Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. С 1955 года по 1964 года городской жилищный фонд увеличился на 80%, то есть 54 миллиона человек получили жилье (каждый четвертый житель страны).
Хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, имели ярко выраженную социальную направленность на улучшение условий жизни населения.