Случилось так, что сибирский крестьянин нашел золотой самородок. Эта весть быстро разнеслась по селу. К владельцу самородка беспрестанно приходили любопытные, прося разрешения поглядеть на его находку. Одни докучали ему советами, как лучше продать золото и потратить вырученные деньги, другие осторожно намекали, что когда он поедет в город продавать золото, пусть будет очень осторожен, потому что можно и жизнь потерять. Крестьянин крепко задумался и придумал. Он взял самородок, вышел на сельскую площадь, положил там золото и ушел. «Ты, наверное, ум потерял, – возмутились родственники. – Зачем ты это сделал?» «Наоборот, я поумнел, – ответил им крестьянин. – Я понял – с этим золотом одни хлопоты. А теперь, когда его нет, у меня и забот нет».
Славу башкирскому золоту создало самородное золото, все замечательные открытия которого, в основном, состоялись в первой четверти XIX века. Сегодня «Большой треугольник», «Мефистофель», «Заячьи уши», «Верблюд» и другие самородки, найденные в Кочкарской системе, являются украшением Алмазного фонда России. Не меньшую известность получил и «Подкидыш» (1824 год).
В 1930-х годах на Ленинском, бывшем Царево-Николаевском, старательской артелью был обнаружен самородок в три килограмма 345 граммов весом. В том же году газета «Красная Башкирия» сообщает о находке двух 15- и 16-граммовых самородков. В рамках социалистического соревнования в Белорецком районе в 1936 году было обнаружено и зарегистрировано девять самородков, общим весом три килограмма, самый крупный достигал одного килограмма 700 граммов. На реке Большой Иремель отмыли 735 граммовых образца. Но больше всего дала Гадельшинская россыпь – 62 самородка от 127 до 872 граммов.
Все же основной состав валютного металла добывался промышленным способом. Золотодобыча в первой пятилетке проводилась, главным образом, в Баймакском и Учалинском районах. Наряду с реконструктивными работами, на предприятиях Баймакского района полным ходом шло новое строительство. В 1924 году построена Байкаринская амальгамационная фабрика, которая за первые четыре года переработала 52 тонны руды и получила 332 килограмма золота. В 1931 году были введены в эксплуатацию Тубинский циано-иловый завод и Бурибаевская бегунная фабрика. В первую пятилетку состав золотодобывающих предприятий пополнился семью бегунными фабриками и тремя эфельными циано-иловыми заводами Учалинского и Белорецкого райнов.
Во второй пятилетке продолжалось развитие производственных мощностей. В 1933 году производится реорганизация золотомедной промышленности. Был создан трест «Башзолото», объединивший 11 приисковых управлений. На Баймакском медеплавильном заводе расширилась производственная база. В Тубинске усовершенствована бегунная фабрика и был пущен новый эфельный завод. Кроме того, построен Байкаринский иловый завод, Саратурская и Ярлыкаповская, расширена Ишбердинская бегунная фабрика. К 1937 году трест был представлен 15 приисковыми управлениями, где действовало 13 амальгамационных фабрик, Баймакским медькомбинатом и заводом горного оборудования в Уфе. На очереди был ввод двух циано-иловых заводов нового поколения: в Миндяке и в Буребае.
Одним из факторов, имеющих большое значение для отрасли, стало поощрение и развитие в системе государственной золотодобычи старательства. Использование труда старателей было выгодно для получения дешевого золота. С другой стороны, именно это тормозило процесс внедрения в разработку россыпей новых технологий. Занятость населения в горной и золотничной отрасли сопровождалась формированием профессиональных кадров. На 1 января 1938 года число работающих в отрасли составило 2506 человек. Из них до 40% представляло башкирское население. Рассказывают, что к старательству приучали с детства, и в поле многих интересовала не глубина вспашки, а попавший под плуг камешек.
Среди факторов, благоприятствовавших развитию золотопромышленности и способствовавших индустриализации, необходимо отметить научный подход к открытию и изучению месторождений. Была создана база промышленной добычи золота в республике. Технологическое перевооружение предприятий, произведенное в 1930-е годы, позволило развиваться отрасли до 1950-х годов. Золотодобыча становится важным фактором экономического развития как отдельных районов, так и республики в целом.
В годы первой и второй пятилеток, несмотря на настойчивые требования местных властей о республиканском подчинении и самостоятельности, усиливаются тенденции к централизации управления. Поиск рациональной системы регулирования, связанный с кризисным состоянием в промышленности, приводит к централизации управления и двойному подчинению предприятий золотопромышленности республики. Основными механизмами хозяйствования становятся пятилетний план и централизованное распределение ресурсов. Необходимость выполнения пятилетних планов сопровождалась экстенсивной эксплуатацией недр. Добывалась только руда с высоким содержанием золота, что приводило к разубоживанию месторождений и ухудшению экологической обстановки. За 18 лет советской власти добыча золота в республике различными способами составила 24 802,42 килограмма.
Значимость золотодобывающей промышленности обуславливалась потребностями страны. За период с 1920 по 1937 годы в республике добыто около 25 тонн золота. Этому способствовали широкие геолого-разведывательные работы, развитие производственной базы и совершенствование технологических процессов. Пополнение золотого запаса являлось одной из важнейших и очередных задач с точки зрения упрочения международного положения Советского Союза и внутриполитического его положения. Золото необходимо было для устойчивости червонца, создания резервного маневренного фонда, развития народного хозяйства.
При этом отрасль развивалась по общим законам, установленным в государстве. На ее развитие влияли кризисы 1923, 1925, 1935 годов, проблема неизменных цен порождала проблемы в планировании. Ненормальные условия пополнения оборотных средств замораживали капитальное строительство, создавали проблемы со снабжением, приводили к слабому развитию непроизводственной сферы. Недостаток специалистов, репрессивные меры, несовершенство системы управления и организации труда приводили к срыву производственных программ, увеличению себестоимости продукции.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ