Несмотря на интенсивное развитие промышленности, в России доминирующей частью экономики оставалось сельское хозяйство. Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны по-прежнему был экспорт хлеба. Поэтому с 1890-х годов Государственный банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 года Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917 года сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 000 тысяч пудов, строилось еще 28 зернохранилищ.
В Уфимской губернии были построены элеваторы и зернохранилища – в Набережных Челнах и Давлеканово. Банком выдавались ссуды под залог хлеба. Так, в 1910 году под залог хлеба на 1 950 252 рубля банк выдал 1171 ссуду сельским хозяевам.
Элеваторы осуществляли весьма важную статью доходов и в советский период. Они оставались на балансе банка и осуществляли хозяйственную и торговую деятельность.
Отдел сельскохозяйственного кредита Государственного банка совместно с так называемой оценочной комиссией предварительно рассматривал ходатайства о выдаче ссуд сельскому хозяйству. В 1924 году в связи с организацией Центрального сельскохозяйственного банка этот отдел был упразднен, поскольку был признан ненужным. Считалось, что сельское хозяйство в стране более-менее наладилось и может само, без взятия кредитов в банке, обеспечивать себя.
Операции учетно-ссудного отдела первоначально находились в непосредственной связи с кредитным отделом, особенно, с его кооперативной частью, так как вексельным кредитом вначале пользовались главным образом кооперативные организации. После того как в марте 1922 году было утверждено положение о векселях, объем работы учетно-ссудного отдела значительно расширился, и он превратился в один из самых крупных операционных отделов. Товарный отдел выдавал срочные ссуды под товары и товарные документы, выполнял поручения клиентуры по покупке и продаже товаров, а также непосредственно выполнял торговые и складские операции.
В 1920-е годы работа хлебного отдела Государственного банка была связана с проводимыми банком в значительных масштабах закупками зерна, его хранением и реализацией. Это делалось по распоряжению Наркомфина, так как в стране не хватало хлеба и пшеницы. Многие зажиточные крестьяне или, как их окрестили большевики, кулаки открыто выступали против советской власти и уничтожали посевы, деревенские хлебные склады и так далее.
И в 1925 году за Государственным банком сохраняется контроль за ссыпными пунктами Хлебного отдела. В Башкирии их было 13. В Уфе ссыпным пунктом заведовал Василий Шлепенков; в Николо-Березовке – Александр Кутермин; в Андреевке – Алексей Савинов; в Кармаскалах – Денис Линдихов; в Казанцево – Дмитрий Алешутин; в Бирске – Александр Марков; в Шаране – Георгий Пономарев ; в Сулее – Иван Ильин; в Байках – Василий Солодохин; в Туймазах – Иван Константинов; в Месягутово – Иван Лонин; в Аскино – Павел Михайлов; в Стерлитамаке – Тарас Морозов.
Управление элеваторами Государственного банка Уфимского района (сокращенное название «Зернобанк») располагалось в Уфе в доме №15 по улице Карла Маркса. Управлению были подчинены 10 элеваторов и один зерносклад.
Склады и элеваторы в Башкирии
В круг операций элеваторов входили прием разного рода зерна на хранение, очистка, просушка и дальнейшая отправка, выдача ссуд под залог зерна, прием комиссионных поручений на заготовку и продажу зерна и хлебных продуктов. Клиентами элеваторов становились госучреждения, организации и частные лица.
Управление делилось на пять отделов: эксплуатационный, технический, хлебно-контрольный, бухгалтерский и общий. Состав администрации управления:
управляющий Иван Тюриков;
заместитель – инженер Вячеслав Шумков;
заведующий эксплуатационным отделом – инженер Александр Янсон;
заведующий хлебно-контрольным отделом – Аркадий Головачевский;
заведующий бухгалтерским отделом – Павел Морозов;
заведующий общим отделом – Павел Соколов.
Занятия проводились ежедневно, кроме дней отдыха, с девяти утра до трех часов дня.
Хлебозаготовительные операции происходили в очень напряженных условиях сторон: с одной стороны, повышение заготовительных цен и стремление усилить заготовку, с другой – усиление компании по взиманию сельхозналога по возврату семенной ссуды. К заготовительным операциям были привлечены государственные, кооперативные и частные организации: Хлебопродукт, Госторг, Госбанк, Башсоюз, Башсельхозсоюз, Бирский, Белебеевский районные советы. Государственный банк занимал вторую позицию по планам хлебозаготовки после Хлебопродукта.
В области торговой конъюнктуры отмечалась тенденция повышения оптовых и розничных цен. В оптовой торговле отмечался интенсивный рост оборотов по хлебофуражу в связи с развитием операций по хлебозаготовкам. Кредитная конъюнктура Госбанка отмечала слабость оборотных средств.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ