В музейно-экспозиционном фонде Национального банка РБ есть экспонат – клише, с которого делал кто-то фальшивые монеты. Именно о фальшивомонетничестве мы и поговорим в данной статье.
Фальшивые монеты, как правило, изготавливались либо путем чеканки штемпелем новым, сделанным фальшивомонетчиком, или путем отливки. В первом случае бывали редкие исключения, когда один из работников монетного двора незаконно использовал старые подлинные штемпеля.
Для установления фальшивости монеты важно определить ее пробу и удельный вес. Искажение легенды, наличие в ней ошибок, грубость исполнения иногда также могут свидетельствовать об изготовлении монеты вне пределов официального монетного двора. Бывают монеты – антикварные подделки. Они обычно равной пробы с подлинником, иногда изготавливаются на монетных кружках времени копируемого образца (после уничтожения старых изображений и легенд). Нередко они обращают на себя внимание своей необычностью, уникальностью. По мнению специалистов, уникальная монета, поступившая не из клада, всегда должна вызывать подозрение и требует тщательной и всесторонней проверки на подлинность.
В России изготовление фальшивых монет получило особое распространение в XVII веке. Обычно называли их «воровскими деньгами», а сам промысел – «воровским денежным делом». По утверждению исследователя В.А. Борисова, особое распространение это ремесло получило в Пензе. Значительная часть первоначального населения этого города состояла из фальшивомонетчиков, ссылавшихся сюда из различных мест страны.
Промысел, однако, имел куда более широкое распространение. Во время работы с фондом губернского правления Государственного исторического архива РБ внимание привлек рапорт Оренбургскому гражданскому губернатору по поводу расследования изготовления и хождения фальшивых бумажных денег. 17 мая 1861 года к крестьянам Челябинского уезда Сухобродской волости Василию Полуэктову и Варлааму Кондратьеву, находившихся в городе Челябинске на ярмарке, обратился человек, который приторговался к двум мешкам пшеницы по 2 рубля 40 копеек за пуд и заплатил за нее 25 рублей бумажными деньгами. Не особо сведущие в бумажных делах крестьяне тут же обратились к стоящему рядом человеку: «Рассуди, милый!» Тот охотно подтвердил, что деньги, мол, настоящие. Срядились даже завезти пшеничку.
На поверку деньги оказались фальшивыми. А по адресу, который показали, ни постояльца не нашли, ни пшеницы. Хозяином дома оказался некий казак 10 полка Оренбургского войска Алексей Ефимов.
В результате проведенного следствия и обыска в доме, где останавливался покупатель, «обнаружены были четыре небольшие кисточки, на концах которых сохранилась высохшая темно-коричневая краска сходная с представленными фальшивыми 25 рублевым билетом; чайное блюдце с разведенной тушью; красной краски кусок с кедровый орех; три куска камеди; завернутый в бумагу бикан (краска) весом в два золотника; лазури краски в мелких кусках; черный один карандаш весьма тонко очищенный; деревянная маленькая лопаточка, замаранная темно-коричневой краской, сходной с правой стороной фальшивого билета; крышка от маленькой помадной банки, в которой хранилась засохшая темно-коричневая краска; кусок ластику; четыре стальных пера. При дальнейшем осмотре нашли тонкую почтовую бумагу, разорванную на четыре части и 25-рублевый билет образца 1855 года и стекло».
Во время дознания казак Ефимов сообщил, что все найденное принадлежит младшему брату Акинфию, который учится в уездном училище, и набор данный нужен ему для рисования карт. Кроме того, он берет дополнительные уроки рисования у живописца мещанина Ивана Шибаева, которому и принадлежат билет и бумаги, и краски. Все родственники согласно подтвердили это.
Обратим внимание, что расследование продолжалось до августа, занималось им войсковое правление. По делу были привлечены казаки 10 полка Оренбурского казачьего войска Алексей Ефимов и Коркин. Первый находился под следствием, второй отрицал всякое знакомство с Ефимовыми. Дело посчитали закрытым и отправили рапорт губернатору. Какое решение было вынесено на сей счет нам неизвестно.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ