Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона развернулась борьба между либералами и охранителями. По настоянию члена Комитета министров Константина Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 году манифест «О незыблемости самодержавия», что привело к отставке Михаила Лорис-Меликова и его сторонников. Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего «Народную волю». В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.). Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Николай Игнатьев попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Михаил Катков и Константин Победоносцев.
Александр III поддержал политику контрреформ Дмитрия Толстого и его преемника Ивана Дурново, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-70-х годов. Университетский устав 1884 года урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887). Крестьянское самоуправление с 1889 года было подчинено земским начальникам – чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 и 1892) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.
Во время коронации в 1883 года Александр III объявил волостным старшинам: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства». Отражением этой установки стали меры по охране сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков положения о найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи.
Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).
Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-1893). В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 году завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем».
Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Николая Бунге, Ивана Вышнеградского и Сергея Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 годах удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов.
Монумент и памятные монеты
Памятных монет выпустили только две тысячи штук, одновременно с рублем существует его медальная версия без обозначения номинала на реверсе, с гладким гуртом, в серебре (очень редкая) и в бронзе. Бронзовый «медальный рубль» тоже очень редкий.
В 1912 году были отчеканены памятная монета и несколько медалей (в серебре и меди) в честь открытия большого мемориала императора Александра III вблизи Храма Христа Спасителя. Памятник, выполненный из бронзы, был установлен на площадке рядом с храмом, лицом к Москве-реке.
Монумент изображал императора восседающим на троне (поэтому часто этот мемориальный рубль называют «ТРОН») во всех царских регалиях – со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой – мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал располагался на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части разместили четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись: «Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему Александру Александровичу всея России».
Открытие монумента совпало с еще одним очень важным в истории России и Русской Православной Церкви событием: освящением Храма Христа Спасителя. Церемония открытия и освящения памятника состоялась 30 мая 1912 года. Рубль был роздан рядовым и унтер-офицерам, участвовавшим в открытии памятника.
Работы по изготовлению штемпеля было так много и они были столь изнурительны, что в том же 1912 году медальер А. Грилихес-младший умер от изнеможения. Недолгой оказалась и жизнь монумента ‒ он был разрушен большевиками летом 1918 года. На оставшемся постаменте советское правительство планировало установить памятник «Освобожденному труду», была произведена закладка памятника, на которой присутствовал Владимир Ленин. Но вскоре возник проект строительства Дворца Советов и от этой идеи отказались. Постамент памятника простоял до 1931 года, когда был разрушен Храм.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ