В начале XIX века, с 1809 по 1817 годы, чеканка золотых монет в России была приостановлена. После перерыва регулярно стал чеканиться лишь полуимпериал с государственным гербом на одной стороне и обозначением номинала – на другой. Именно он является своеобразным памятником времени: на одной тысяче выпущенных монет было обозначено происхождение металла – «из россыпей колыванских».
Еще одна «драгоценная» монета прибавилась в 1834 году – трехрублевая русско-польская монета петербургской и варшавской чеканки. Ее номинал равнялся 20 злотым, выпускалась она до 1841 года. С 1869 года трехрублевик возобновил выпуск, но уже только с русской надписью.
В первой четверти XIX века в нашей стране были найдены большие запасы золота на Урале и в Сибири. Сначала золотые месторождения не пользовались у правительства большим вниманием. Официальная точка зрения была такова, что золото в недрах целесообразнее оставить потомкам. Однако вскоре это мнение изменилось.
И 28 мая 1812 года был издан указ «О предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платою в казну подати». Закон декларировал ликвидацию монополии казны на этот вид деятельности. Однако вплоть до 1826 года золотодобычу осуществляли только казна и горнозаводчики.
За 1826–1828 годы разрешения на добычу драгоценного металла на южном Урале в казенных дачах, не принадлежавших горным заводам, были выданы русским купцам Рязанцеву, Рязанову, Черепанову, Попову, Кузнецову, Баландину и другим.
В случае нахождения золота на тептярских, казачьих, башкирских землях действующий закон должен был послужить правовым основанием на его извлечение. В действительности разрешения на использование вышеназванных земель для золотодобычи давались правительством в каждом конкретном случае индивидуально, после тщательного изучения вопроса, на основании специальных признаков и указов.
Одним из первых заявку на добычу металла на этих землях оформил генерал-лейтенант Аполлон Жемчужников. Местность на тептярских землях была предварительно обследована в 1830 году поисковой партией. Знаки золота были открыты на реке Шартымке в 1832 году в пяти верстах от ее устья.
Первыми золотопромышленниками Башкирии в те годы – компанией с участием Жемчужникова, генерал-майора Глазенапа, купцов Спеляха, Деревянина и Энгельгардта – основаны два прииска. Это «Благодатный» близ деревни Мансурово и «Успенский» близ озера Ургун.
Другая компания с участием купцов Гусятниковых в 1837 году начинает разрабатывать Султанский прииск в нынешнем Баймакском районе.
Одновременно компания дворянина Жуковского заключает договор на золотоносные земли с башкирскими старшинами и начинает добывать россыпное золото на знаменитых Балбукских приисках на реке Уй (Каратабыно-Баратабынская компания).
Окончательная точка в спорах насчет добычи драгоценного металла была поставлена 25 ноября 1842 года. Тогда высочайше утверждено мнение государственного совета: «Отныне производство золотого промысла дозволить всем, кто по положению о частной золотопромышленности в Сибири (от 30 апреля 1838 года) имеет право заниматься оным».
Как правило, в то время разрабатывались лишь богатые участки со средним содержанием на «пески» не ниже 4-6 г/м3. Так, в Учалинском районе в XIХ веке средняя добыча составляла около 400 килограммов золота в год, а в период 1875–1885годов она достигала 800 килограммов ежегодно. Таким образом, башкирское золото составляло существенную часть общероссийской добычи.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ