Одной из составляющих проекта выпуска ассигнаций стал план об учреждении Ассигнационного банка. Сохранился проект указа от 29 декабря 1768 года с собственноручными пометками Екатерины.
В Петербурге учреждалось единое «банковское правление», состоявшее из главного директора банков и трех -четырех советников и подчинявшееся непосредственно императрице. В Регламенте об этом было сказано так: «Хотя банки для вымена государственных ассигнаций и именуются один Санкт-Петербургским, а другой Московским, однако они по существу своему составляют, так сказать, единое тело, и потому быть им обоим под особливым от Нас здесь в Санкт-Петербурге учрежденным банковым правлением». Главным директором правления банков был в конце декабря 1768 года назначен Андрей Шувалов, сын Петра Ивановича Шувалова. Современники признавали его человеком умным, сообразительным, обладающим хорошей памятью.
Цены 1785 года:
пуд ржаной муки – 46 копеек;
пуд пшеничной муки – 1 рубль;
пуд лучшей говядины - 2 рубля;
пуд коровьего масла – 7 рублей 80 копеек.
Вскоре после обнародования указа об учреждении Ассигнационного банка (1 февраля 1769 года) начался интенсивный обмен частными лицами металлических монет на ассигнации. (Были выпущены в обращение ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. – Прим. ред.) Согласно архивным документам, с 21 февраля до 9 апреля 1769 года в Петербургском банке было принято 50 075 рублей, в том числе медными деньгами – 49 985 рублей, золотыми – 72 рубля и серебряными – 18 рублей. В дальнейшем о приёме в банках золота и серебра вообще не упоминается. Запас ассигнаций быстро закончился (иногда в банках их расходилось на 100 тысяч рублей в неделю), и Екатерина II указом от 19 ноября 1769 года поручила Сенату иметь резервную сумму ассигнаций надва миллиона рублей.
Медь, на которую могли быть обменены ассигнации, старались беречь и не вывозить из страны. В 1775 году Сенат отклонил предложение о продаже меди за границу, мотивируя это тем, что если это случится, «то остановится денежный передел и недостаток в монете последует». На этот период в банках было накоплено меди на 20 млн. рублей, и на эту же сумму было выпущено ассигнаций.
Долгое время курс ассигнаций был стабилен, они были обеспечены звонкой монетой. Но в 1786 году, согласно проекту Андрея Шувалова, началось их неограниченное печатание. По замыслу Шувалова реформа преследовала цель предоставить банку большие полномочия. В их числе было право заниматься купеческим кредитованием и страхованием. С 1786 года банк мог эмитировать ассигнации без стопроцентного их покрытия монетой, что к концу XVIII века привело к расстройству денежного обращения.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ