Культура мнение «Прошло два года, потрачены деньги, а где оперы?» Композитор из США — о музыкальной культуре Башкирии

«Прошло два года, потрачены деньги, а где оперы?» Композитор из США — о музыкальной культуре Башкирии

Экс-глава Союза композиторов республики Роберт Газизов рассказал о наболевшем

Роберт Газизов уверен, что Башкирский симфонический не хуже Лондонского, но иногда занимается чем-то не тем

Что происходит с башкирской музыкальной культурой и как вывести ее на достойный уровень? Размышлениями на эту тему вновь поделился с UFA1.RU Роберт Газизов — композитор, заслуженный деятель искусств БАССР. Музыкант, уже почти 30 лет живущий и работающий в США, продолжает болеть за республику — и следит за тем, как здесь развивается музыкальная культура.

По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», Роберт Газизов — заслуженный деятель искусств БАССР, член Союза композиторов и бывший председатель его башкирского правления. Артист, награжденный орденом «Знак Почета», в советские времена был заведующим музыкальной частью республиканского драмтеатра и преподавателем Уфимского училища искусств, автором симфоний, концертов и мюзиклов. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила 6 грампластинок с записями произведений Роберта Газизова. С 1995 года композитор живет и работает в США.

Публикуем его колонку о том, почему произведения башкирских композиторов следует переводить на русский язык, что не так с главным в республике оперным театром и как помочь подающим надежду молодым талантам.

Про языковой барьер и госфилармонию

В Уфе проживает более миллиона жителей. Здесь есть Оперный театр, Симфонический оркестр, а в штате филармонии даже есть джазовый оркестр. Практически любой житель Уфы может каждый день наслаждаться разной музыкой: классической, эстрадной и народной.

А каков же национальный состав жителей столицы Республики Башкортостан? Большинство населения считает себя русскими, дальше идут башкиры, татары и люди других национальностей. Я бы советовал журналистам провести на улице простой эксперимент — останавливать прохожих и спрашивать, кто был на опере [Загира] Исмагилова «Салават Юлаев». Уверен, что среди русских ответ будет сто процентов отрицательным. Почему? Срабатывает языковой барьер.

Насколько мне известно, существует русский вариант оперы. Почему же мы не можем услышать это произведение на русском? И, конечно, если какой-либо коллектив выезжает на гастроли за пределы республики, в его репертуаре обязательно должны быть произведения башкирских композиторов, переведенные на русский язык.

Два года назад в Уфе произошло «историческое» событие. Симфонический оркестр исполнил популярную песню Рима Хасанова «Уфимские липы». Я читал восторженные комментарии слушателей. Увы, это было единственное исполнение [этой] песни на башкирском языке симфоническим оркестром за последние годы. У меня есть запись концерта джазовой певицы Эллы Фитцджеральд с Лондонским симфоническим оркестром. Очень, я вам скажу, впечатляет.

А ведь Башкирский симфонический не хуже Лондонского! Почему бы хоть раз в году ему не устроить концерт с местными исполнителями песен башкирских композиторов. Естественно, должен быть серьезный отбор, чтобы в концерте не участвовала всякая «зеленая самодеятельность». Но в целом оркестр проводит большую работу по пропаганде классической музыки.

Одним из главных пропагандистов национальной музыки является Башкирская государственная филармония. Здесь и музыкальный лекторий, и несколько бригад эстрадных исполнителей, и хоровая капелла, джаз-оркестр и даже струнный квартет (надеюсь, что он существует не только на бумаге).

В советские времена, когда я руководил Союзом композиторов (СК), многие проблемы напрямую решались в филармонии без вмешательства руководства республики. Нужен симфонический оркестр — пожалуйста, филармония приглашает на гастроли в Уфу симфонический оркестр, а СК платит отдельно дирижеру оркестра. Вот вам и концерт симфонической музыки башкирских композиторов. Нужен известный исполнитель из Москвы для участия в концертах камерной музыки — нет проблем. И всё это без нажима обкома КПСС.

Хочется надеяться, что подобные взаимоотношения между СК и филармонией возобновятся. Вряд ли есть где-нибудь в областных филармониях джаз-оркестр. Вот только насчет репертуара есть некоторые замечания. Исполнением американской классики теперь никого не удивишь. Вспоминается великолепный джазовый ансамбль «Дустар» и его руководитель — замечательный музыкант Марат Юлдыбаев. Первый CD ансамбля, который выпустила всесоюзная фирма «Мелодия», состоит исключительно из обработок песен башкирских композиторов. Это было высокопрофессионально, на хорошем международном уровне.

К сожалению, о каком-либо участии Юлдыбаева в культурной жизни республики не слышно. А руководителю джаз-оркестра я бы посоветовал обратить внимание на молодую талантливую певицу Эльмиру Диваеву из Стерлитамака, которая очень успешно выступила на телевизионном конкурсе «Голос». Но для нее нужен оригинальный репертуар, а не только американские песенки.

Про Союз композиторов и пропаганду

А что же СК, который обязан заниматься активной пропагандой творчества своих членов? Был когда-то фестиваль композиторов автономных республик «Между Волгой и Уралом», обменные концерты с коллегами и даже участие в международном Генделевском фестивале в Германии. Кстати, эти мероприятия проходили без всякого согласования с СК РСФСР, это были наши инициативы, а обком всегда поддерживал нас. А что мы имеем сейчас?

В апреле 2021 года состоялся фестиваль, посвященный 80-летию создания Cоюза композиторов Башкирии. Следующий будет в 2026 году. Надеюсь, что [композитор и председатель Союза Лейла] Исмагилова, которой сейчас 77 лет, проведет его так же успешно. А что же происходит в СК в буднях? Увы, особенно писать не о чем. Но в СК есть молодые творческие люди (для меня молодой — до 50 лет), которые и сейчас могли бы возглавить Союз композиторов и вести активную деятельность в республике и за ее пределами: Азамат Хасаншин, Лейла Аралбаева, [Урал] Идельбаев. Наверное, есть еще кто-то, кого я не знаю. Но, судя по всему, деятельность Исмагиловой удовлетворяет начальство и членов Союза.

Даже не верится, что было время, когда в Уфе не было Национального симфонического оркестра. Сейчас это крепкий коллектив, возглавляемый высокопрофессиональным дирижером Дмитрием Крюковым. Мне кажется, одна из основных задач оркестра — это пропаганда классической музыки среди молодежи. Так и видятся картины — молодые мамы приходят на концерт со своими отпрысками и слушают замечательные произведения классиков, специально написанные для детей: «Петя и Волк» Сергея Прокофьева, «Карнавал Животных» Камиля Сен-Санса и другие. И, конечно, это должны быть театрализованные представления.

Я думаю, что в этом направлении что-то делается, но чаще всего для галочки. Может, стоит ввести в практику, когда молодой композитор может принести свое произведение с партитурой и голосами, оркестр на репетиции проигрывает и композитор конкретно слышит недостатки и достоинства своего произведения. Такое культивируется в некоторых оркестрах.

Иногда оркестр исполняет музыку башкирских композиторов. Обычно это подается как «Золотые страницы башкирской музыки». Красивое название — сам себя не похвалишь, другие и не догадаются. Аксакалы особенно не увлекались написанием произведений для симфонического оркестра, но современники эту досадную промашку исправляют. Так, композитор Рафаил Касимов создал аж десять симфоний и сколько еще напишет! Жаль только, что все его слушатели живут в пределах Кировского района города Уфы, да и золотыми называть эти симфонии как-то язык не поворачивается.

Про Башоперу

А что же нового происходит в Башкирском государственном театре оперы и балета? Насколько мне известно, в театре новый директор. Несколько слов о балете. Есть главный балетмейстер Леонора Куватова, очень милая женщина, и есть ее помощник Ринат Абушахманов. Не знаю, как его должность называется, но создается впечатление, что балетом руководит он.

Главный национальный балетный спектакль — «Журавлиная песнь», первое воплощение на сцене — 1944 год. Последняя большая работа, балет «О чем молчат камни», на сцене с 2019 года, композитор Николай Попов, а угадайте, кто балетмейстер? Правильно, Ринат Абушахманов. К сожалению, с 2019 года по сегодняшний день никто из композиторов не предложил театру музыку для балета. А может, и предлагали, но решает, что ставить, Абушахманов. А как дела с национальными оперными спектаклями? Репертуар апреля, мая и июня: «Салават Юлаев», [музыкальная комедия] «Кодаса», есть еще два концерта оперных певиц. И это за три месяца!

Первая башкирская опера «Хакмар» была создана в 1940 году композитором Масалимом Валеевым. Главная задача, которая ставилась перед создателями, — это обличение врагов социалистического строя. Впоследствии эстафету подхватили другие композиторы, которые создавали произведения на исторические темы. Но особого движения в этом направлении не чувствовалось.

И вот [худрук Башоперы] Аскар Абдразаков объявил о создании «Лаборатории современной башкирской оперы». В период с июля 2020 по июнь 2021 был объявлен конкурс на создание башкирской оперы, его задача — «популяризация башкирского языка, башкирской музыки в республике и за ее пределами посредством постановок современных оперных спектаклей». В конечном результате были выбраны шесть опер, пригодных для исполнения. Прошло два года со дня окончания конкурса, потрачена определенная сумма денег на этот конкурс. А где оперы? Можно было объявить песенный конкурс и написать хорошую песню — если повезет, за полчаса. Но опера? Мне искренне жаль тех ребят, которые потратили два года своей жизни на этот сомнительный эксперимент.

А Абдразаков объявил уже новый конкурс на создание оперы — «Северные Амуры», посвященный участию башкир в войне 1812 года. Естественно, под этот конкурс тоже выделены деньги. В декабре 2023 года будет известен победитель. Но и это еще не всё: объявлен новый проект «Академия вокального искусства Аскара Абдразакова». Вот так. Обратите внимание на название — академия, понимаете ли. От скромности Абдразаков не помрет. Этот проект призван выявить и поддержать одаренных студентов, даты проведения проекта — с 1 октября 2022 года по 1 октября 2023 года. Сейчас идет вторая сессия Академии.

Аскару Абдразакову 53 года, это мужчина в расцвете лет и сил. Но он еще ищет, где лучше применить свои способности. В министра он уже поиграл — хорошо, что обошлось без уголовного дела. Попробовал себя как режиссер-постановщик — люди учатся этой профессии годами, а он раз — и в дамки. Здесь интерес понятен, эта работа хорошо оплачивается. Но ведь у него профессия — солист оперного театра! Так, дорогой Аскар, занимайтесь своим делом, чему вас учили!

Во всех оперных театрах художественным руководителем является главный дирижер! В Уфе сделали один раз исключение, назначили художественным руководителем Радика Гареева (отличного и очень известного исполнителя) — и после этого решили, что руководить театром может любой, кто знает нотную грамоту. Наверное, поэтому в помощь Абдразакову и создали новую должность — музыкальный руководитель.

А руководству [Башоперы], видимо, надо сменить название театра на новое — Государственный театр оперы и балета города Уфы. Это будет более честно.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем