Ещё 10 лет назад автоугоны в Башкирии были распространенным явлением: машину могли забрать средь бела дня, а правоохранителям потом приходилось долго искать следы, по которым получалось выйти на преступника. Сейчас, по словам силовиков, ситуация стала лучше, количество угонов сократилось, но и злоумышленники стали придумывать более изощренные способы завладеть чужим автомобилем. Ко Дню работников уголовного розыска UFA1.RU пообщался с начальником отдела МВД Башкирии подполковником полиции Ильгизом Халиуллиным — он рассказал, как работают угонщики, какие машины чаще всего угоняют и привел много историй о поимке преступников.
Доехали до Якутии
Ильгиз Халиуллин расследует автоугоны с 2011 года. Тогда, по его словам, часто угоняли автомобили Toyota.
— Тогда шум стоял с угонами Toyota Corolla, Camry, Rav4, Land Cruiser, несколько Hyundai было, — вспоминает полицейский.
На тот момент в Башкирии орудовала банда угонщиков, которые придумали хитрую схему: они угоняли «Короллу», в соседнем регионе находили точно такую же машину без возможности восстановления, покупали ее документы, а также запчасти, где есть VIN-код. Их они вешали на похищенную машину.
— Они полностью переваривали пол, меняли двигатель, таким образом «восстанавливали» машину, — рассказывает полицейский.
Дальше авто перепродавали и переоформляли. В ГИБДД могли и не увидеть переделку. Выявить все эпизоды помогли блокноты преступников, в которых они записывали, какую машину на какую переделали.
— Из 22 похищенных за три года машин мы изъяли 20. Доехать пришлось аж до Якутии — оттуда Land Cruiser Prado пригнали. Его здесь угнали практически новым, перебили, переставили раму и продали. Мы съездили и изъяли его у добропорядочного покупателя. Раньше-то автотек никаких не было, сейчас если бы он пробил, то увидел бы, что она после ДТП сильного или пожара. Он потом судился с теми людьми, у кого купил, — вспоминает Ильгиз Халиуллин.
«Классика» в приоритете на угон
Сейчас, по словам полицейского, среди угонщиков популярны отечественные автомобили. Такие проще забрать, некоторые и вовсе берут их, чтобы просто покататься.
— На данный момент по Башкирии чаще всего угоняются отечественные машины без цели хищения — не для продажи, не сдать на авторазбор. То есть доехать из точки А в точку Б. В одном конце Уфы угнали, до другого доехали, — поясняет Ильгиз Халиуллин.
Часто простыми угонами промышляют подростки 16–18 лет, в основном из неблагополучных семей. Они прекрасно знают, что за подобное их ждет серьезное наказание, но некоторые ребята часто попадаются не по разу. По мнению полицейского, это их образ жизни.
— Чаще всего в сводках фигурируют «шестёрки», «семёрки», «десятки» — ВАЗовская классика, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Парень ранее судим не был, пошел на угон, так как машина стояла без движения несколько месяцев, и думал, что за ней никто не кинется. Хотел заработать денег — продал авто за 20 тысяч рублей своему другу, а когда тот увидел в соцсетях объявления от владельца об угоне, то потребовал назад свои деньги. В итоге машину бросили, а позже ее нашли полицейские.
В то же время профессиональных угонов дорогих машин в республике становится всё меньше.
— Раньше угонов было значительно больше: раз в месяц могли угонять Lexus, Land Cruiser 200 — они пользовались спросом на вторичном рынке у определенной категории людей. В последние три года нами было задержано много групп автоугонщиков, в том числе из соседних регионов: Самара, Челябинск, Оренбург, Пермь, Удмуртия. Они в свое время были на чём-то замечены и установлены. Поэтому свой регион они временно покидали, переезжали в другой. Но как только они к нам приезжали, мы получали оперативную информацию и реагировали на все эти угоны, — рассказывает полицейский.
Последняя задержанная группа специализировалась на угонах Hyundai Solaris и KIA Rio. Объясняя выбор преступников, Ильгиз Халиуллин говорит, что такие машины пользовались большим спросом на вторичном рынке.
— Почти никто не будет угонять Peugeot, потому что его будет тяжелее сбыть на вторичном рынке. Машины со спросом угоняют для авторазбора, запчасти на них легко разберут. Поэтому преступники выбирают именно такой сегмент. У нас не было квалифицированных угонов Citroen, Peugeot, Renault, потому что на вторичном рынке их меньше. Поэтому выбор угонщиков падает на модели, которые проще сбыть, — сказал он.
Дело по банде из 5–6 человек дошло до суда, который вынес еt участникам разные сроки — от 8 до 12 лет колонии. Разница в сроках зависит от роли преступника: те, кто предоставлял документы, получили меньше, а организаторы — больше. В этой банде оказались люди, которых Ильгиз Халиуллин уже ловил на угонах, и они даже вспомнили его.
— Некоторые из них — наши бывшие фигуранты. Там были трое уфимских ребят, они ранее судимы за кражу из машин, магазинов. Двое других — уроженцы одной из бывших советских республик. В 2014 году в Уфе угнали Toyota Highlander. Буквально через пять часов мы установили, что машина находится в Екатеринбурге, выехали туда и задержали угонщиков. Рядом с этим «Хайлендером» стояло еще два «Хайлендера» — один угнали в Тюмени, другой в Екатеринбурге. Машины взяли, людей осудили. В 2020 году мы получили информацию, что к нам заехали люди, которые пытаются совершить угоны. Через неделю в Уфе с улицы Менделеева угнали Hyundai Solaris. У меня появляется информация, что это сделали они. Машину мы нашли в Альметьевске, а угонщики хотели приехать за ней ночью. Мы прибыли вперед них и задержали. Прошло столько времени, что я даже забыл их лица, а они говорят мне, что мы знакомы. За ними на этот раз закрепили 9 эпизодов по KIA Rio и Hyundai Solaris. Там еще были попытки, которыми занимались трое исполнителей — они приходили, вскрывали машины, пытались завести проводами, иммобилайзером, проворотом замков, но не всегда удачно, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Что еще интересно: в Башкирии не было ни одного случая угона Porsche — одной из самых дорогих иномарок (зато уже был случай поджога).
— Никто их не угонял, потому что это экзотика, их не так много. Ну и потом, что с ними делать-то? Продавать в России и Казахстане их невыгодно. Под разбор — запчасти будешь распродавать лет пять, выгоды нет, — поясняет полицейский.
Теперь профессиональных угонов стало меньше: либо преступники не хотят залезать в Башкирию, либо влияют внешние факторы, хотя, отмечает полицейский, спрос на иномарки сейчас только вырос — так же, как и на их запчасти.
— Запчасти сейчас дорогие стали, мы думали, что снова начнутся квалифицированные угоны дорогих машин, но у нас в Башкирии сейчас такого нет. Последний профессиональный угон у нас был год-два назад: зимой из Жилино угнали Toyota Camry. Машину и преступников мы нашли в Хакасии, там всех и задержали, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Отыскать автомобиль в другом регионе помогает в том числе и опыт: когда происходит преступление, полицейские уже начинают предполагать, кто его мог совершить: по почерку, по месту, где всё произошло. В случае с Camry оперативники считали, что всех профессиональных преступников в регионе они уже поймали, поэтому решили, что угонщик неместный. Далее полицейские собирали информацию о том, где какие угоны происходят сейчас, где наблюдаются серии, а задержанные как раз серийно работали в Сибири: Красноярске, Омске, Кемерове, Тюмени.
— Там они занимались кражами из машин и угонами. Их знали, но поймать не могли. Они на допросе сказали, что там засветились и решили поехать подальше, в Татарстан, но доехали до Уфы и угнали здесь. Всего преступников было двое: один заключил сделку со следствием, дал весь расклад по уголовному делу, второй — у него до сих пор идут суды, так как он не стал сотрудничать. Ему грозит более длительный срок, — рассказывает полицейский.
Наш собеседник вспоминает, что в 2013–2014 годах в Башкирии орудовал автоугонщик, на котором было несколько эпизодов, но доказать их своевременно не смогли.
— Мы когда в первый раз его поймали, у нас не хватило доказательств, чтобы его закрыть. Он пошел по другой статье — при задержании против сотрудника полиции применил травматическое оружие, но угоны доказать не смогли. Когда он вышел на свободу, то вернулся к своей деятельности — так мы его поймали и доказали угоны, — рассказывает полицейский.
Еще один давний случай — угоны японских машин, которые затем переправляли в другой регион.
— Пропадали Mitsubishi ASX и Outlander. Через несколько дней мы узнавали, что в направлении Оренбурга ехали машины, похожие на наши [которые в розыске]. Мы предположили, что он оттуда, начали работать в этом направлении и установили примерного угонщика, он снимал здесь квартиру, арендовал гаражи. Как мы его установили — он долгое время не приезжал сюда, но мы дождались, убедились, что это именно он, а потом задержали его. Он был взят за одну машину, дал сразу показания по ней, — говорит Халиуллин.
Раскрыть угон — дело непростое, здесь приходится применять множество техник и способов. В первую очередь это оперативная информация о готовящихся преступлениях. Например, если преступники приехали в регион заниматься своими делами, они где-то всё равно должны засветиться: например, при аренде гаража, ведь после угона машину обычно увозят куда-то, чтобы она отстоялась первое время, а потом уже гонят в пункт назначения. Случаи, когда машину увозили сразу, бывали, но они редки.
На снижение количества угонов, по мнению полицейского, могло повлиять в том числе большое количество камер на дорогах.
— Я считаю, что это очень сильно влияет в целом на преступность. Даже человек, который преступление еще не совершил, но задумывался об этом, он может передумать, потому что камер много. Мы почувствовали, как это влияет на людей и как нам это поможет, — добавляет полицейский.
В Башкирии лидером по числу зарегистрированных угонов и связанных с транспортом преступлений является Уфа. Причина простая — здесь больше всего населения (четверть от всей республики), больше машин. Следом идет Стерлитамак. В районах угоны тоже происходят, но, отмечает наш собеседник, всё это в духе «сосед угнал у соседа».
Угнать автомобиль могут в любом районе Уфы, но особенно выделяются Черниковка, Дёма и Затон. При этом автостоянки всё же являются безопасным местом — там угонов практически не бывает.
Типичную картину угона составить сложно, потому что если машину угоняют, просто чтобы прокатиться, то злоумышленнику без разницы, что брать, а если речь о квалифицированных преступниках, то они выбирают по своим критериям: модели, комплектации.
— Даже если он увидит в темном углу дорогой внедорожник с передним приводом, зачем ему передний? Он будет искать полный и комплектацию получше. Но если так взять, то типичная картина такая: темный двор, «Жигуль» без сигнализации, в идеале с открытой дверью. Бывает, что дверь не закрывают — у кого-то сигнализация не работает. Тут можно автовладельцам только посоветовать ставить машину на более освещенные места, на стоянки, желательно, чтобы машина была оборудована охранной сигнализацией, — рассказывает полицейский.
Угнать за 60 секунд
В фильмах встречались эпизоды, когда преступник подходит к машине, суёт линейку под стекло и открывает дверь без лишних проблем. По словам Ильгиза Халиуллина, это было вполне реально и в жизни.
— Раньше были такие способы, есть у нас даже человек, который в 2013–2014 годах занимался таким профессионально, мы неоднократно ловили его. Но люди уже от этого отошли. Вскрывали, как правило, отечественный автопром, иномарку так не откроешь. Сейчас наши преступники лезть в отечественные машины не желают, потому что там ничего не находят, — рассказывает полицейский.
Здесь можно вспомнить зарубежный фильм, в котором главный герой славится умением угнать автомобиль всего за минуту. Насколько такое реально в жизни?
— Всё зависит от оборудования и модели машины, состояния преступника и его подготовки. Новичок может посидеть с проводами, но так ничего и не завести, а профессионал может нужные быстро соединить и поехать. Занимает это всё около двух минут, кто-то может и полчаса просидеть, — говорит Ильгиз Халиуллин.
«Китайцы» в опасности
В последний год российский авторынок захватывают китайские машины. На родине их знают не первый десяток лет, а у нас про них мало кто слышал до недавних пор. Китайский автопром задал в России новую ценовую политику, благодаря чему успешно захватывает рынок. Теперь полицейские полагают, что у преступников начнется мода на угоны именно этих машин.
— Сейчас у нас сильно трясут автомобильный рынок китайские машины. Думаем, скоро именно их и начнут угонять, потому что на них идет спрос очень большой, запчастей мало, — говорит Ильгиз Халиуллин.
Однако лидерами по угонам всегда считались японские Toyota или Lexus, а также корейские KIA.
— Находимся на связи с коллегами из другого региона. У них на сегодняшний день часто угоняют Hyundai Santa Fe. Чем машина практичнее и надежнее, тем больше на нее спрос, соответственно, он растет у угонщиков, — пояснил полицейский.
«Оставил в машине полтора миллиона»
Помимо автоугонов, сотрудники отдела занимаются и другими связанными преступлениями: например, поджогами машин или кражами из них.
Случаи поджогов в последнее время участились, отмечает полицейский. По его словам, в основном они происходят из-за семейного разлада: участвуют любовники, любовницы, бывшие жены и мужья, встречаются и другие родственники, затаившие обиду. Иногда поджоги связаны с профессиональной деятельностью потерпевшего, например ему пытаются помешать конкуренты по бизнесу.
Однако бывали и совершенно случайные поджоги, когда подвыпившие люди что-то поджигали забавы ради. Заказные случаи раскрыть сложнее, потому что преступник изначально готовился к преступлению, он знал, где стоит машина, где живет потерпевший, старался всё предвидеть и принял меры конспирации, изучил пути отхода.
— Практически все поджоги мы раскрываем. По статистике за этот год, 8 из 10 поджогов раскрыты, по двум работа продолжается, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Что касается краж, то их с годами становится меньше. По словам полицейского, в сравнении с прошлым годом число зарегистрированных преступлений уменьшилось почти вдвое — соответственно, даже пять лет назад их было больше.
— Предметом кражи чаще всего становятся аккумуляторы. Раньше воровали магнитолы, видеорегистраторы, сейчас интерес преступников к этому пропал. Совершали эти преступления чаще всего лица, потребляющие наркотики — вероятно, чтобы потом потратить деньги от продажи на свои нужды. Бывали и молодые люди, которым нужны были деньги, чтобы сходить в клуб, еще куда-то, есть и квалифицированные кражи из машин — как правило, это гастролеры, которые ездят по России. Они возле торговых центров или банков вскрывают дорогие машины, причем делают это с помощью специальных приспособлений, которые позволяют открыть без срабатывания сигнализации. Способов очень много: например, глушение сигнала — когда хозяин выходит, нажимает на кнопку сигнализации, сигнал до машины не доходит, она не закрывается. Не каждый автовладелец, выйдя из машины, дергает ручку, проверяет, закрыта или нет. Даже если закрыта, есть другое оборудование, которое на расстоянии передает сигнал ключа другому участнику преступления, — описывает схему Ильгиз Халиуллин.
При этом он отмечает, что такие преступники вполне могут и угнать машину, но не делают этого, а только лишь выносят ценное. Если транспорт и забирать, то его надо куда-то деть, что-то с ней сделать — реализовать или легализовать, наказание за это к тому же больше, чем за простую кражу.
Согласно Уголовному кодексу России, за угон при разных обстоятельствах (насилие, крупный ущерб) можно получить срок как меньше 5 лет, так и больше 10. За простую кражу преступнику светит максимум два года, а с обстоятельствами — до 10 лет.
Сейчас чаще всего преступники крадут из машин аккумуляторы, колёса — в основном с отечественных машин. Как правило, занимается этим молодежь.
— В этом году мы задержали преступника — а его я задерживал в 2012 году, когда еще работал в полиции Уфы. Это взрослый мужик, который специализируется на кражах из машин. Заходил в один двор и у пяти-шести автомобилей премиум-класса разбивал окна и вытаскивал ценные вещи. Его потом поймали, посадили, он освободился, и в этом году опять серия пошла. Мы по почерку, характеру, способу, поняли, что это он. Начали устанавливать, где он — оказалось, на свободу вышел в конце 2022 года. Задержали его — он рассказал нам про 15 машин, где совершил кражи, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Зачастую злоумышленники лезут в машины подороже, где владелец может оставить 500 тысяч или миллион, полтора миллиона рублей — такие случаи, по словам нашего собеседника, в его карьере бывали. Иногда потерпевшие не могли объяснить, откуда они взяли украденные у них деньги. Тут может возникнуть вопрос: «А какое дело полицейским, чьи деньги?» Наш собеседник отвечает, что дело не просто в интересе — информация о происхождении денег поможет найти преступника.
— Если он снял эти деньги в банке, соответственно, за ним могли следить, ехать за ним оттуда. Если был в обменном пункте — тоже могли смотреть. Или друг дал ему — может, он навел. То есть необходимо установить происхождение денег. Бывали случаи, когда деньги забирали на первой же остановке, — добавляет он.
Чаще всего находкой злоумышленников являются деньги, иногда дорогие часы, парфюм. В некоторых машинах, бывало, находилось всё вместе, но преступник забирал только деньги.
— Потому что это дополнительные вещественные доказательства. Деньги украл — преступник может сказать, что они его, а на часы у потерпевшего, может, чек есть, фотография с ними. Наверное, тут какие-то принципы определенные играют роль. Есть такие, кто деньги взял и закрыл сумки после себя, — говорит полицейский.
Иногда злоумышленники лезут в машины водителей-экспедиторов, которые вышли ненадолго и оставили авто открытым.
— Они обычно развозят товары по магазинам. При разгрузке водители окна и двери не закрывают, оставляют в машине деньги. Была у нас банда из граждан ближнего зарубежья, которые именно по таким и работали. Они выслеживали данных водителей от зоны погрузки и провожали их по 5–6 точкам, понимают, что за 5–6 точек жертва набрала денег. Когда на очередной точке шла разгрузка, они приходили и забирали деньги, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Когда всех членов банды задержали, они долгое время не хотели признавать свою вину, но под весом доказательств все-таки раскололись. Сейчас они ждут суда. Еще одна категория преступлений в автомобильной сфере — угон с целью получения выплат по страховке.
— Бывали случаи, когда заявляли угон Land Cruiser, а он застрахован. Владелец хочет получить выплаты по каско, а на самом деле он машину либо перегнал, либо в гараже оставил где-нибудь. У нас был такой случай с Toyota Camry: человек лёг в больницу, платно, просто на обследование, машину припарковал возле, неделю якобы не выходил на улицу. Выходит — машины нет. А у нас уже была информация, что хотят «угнать» Camry, чтобы получить выплату, — рассказывает полицейский.
Когда оперативники приехали к заявителю, то они уже знали, что машина на самом деле не угнана — он продал ее за 50% от рыночной стоимости. Полицейские установили биографию потерпевшего: обычный заводчанин из Благовещенска, что над Уфой, получает 30 тысяч рублей в месяц, а его машина стоила 2,5 миллиона рублей.
— Он даже не думал, что мы поднимемся к нему в палату. Зашли, смотрим — окна выходят прям на его «Камри». Он не мог неделю не видеть, что она пропала. Ну потом в итоге сознался, что хотел по каско деньги получить, — рассказывает Ильгиз Халиуллин.
Еще один случай: человек оставил машину возле аэропорта, улетел, вернулся — его «Лексуса» уже нет на месте. Выяснилось, что он до отъезда купил авто в кредит, сделал первоначальный взнос, оформил страховку на 5 миллионов рублей и продал транспорт.
Чужие штрафы — как свои
Случается и такое, когда гражданин продает машину, а новый владелец ее не переоформил и продолжает ездить, собирать штрафы.
— Соответственно, штрафы приходят настоящему владельцу — по документам, хотя он должен был в течение 10 дней сказать покупателю, что машину надо снять с учета и переоформить. Когда штрафов набирается много, материалы передают судебным приставам, а они накладывают запрет на регистрационные действия. Долги и налоги будут настоящего владельца. Когда он об этом вспоминает, то приходит в полицию и пишет заявление об угоне, просит найти машину. Тут только надо договариваться с тем, кто купил, либо идти оплачивать штрафы, снимать арест с авто, только после этого можно будет снять с учета. Даже если полиция придет к фактическому владельцу, он покажет договор купли-продажи — машина официально продана, никакой ответственности нет, — поясняет наш собеседник.
Если бы продавец снял машину с учета, а новый ездил бы без оформления, то сотрудники ДПС в этом случае могли бы забрать свидетельство о регистрации авто и номера. В ином случае полиция ничем помочь не может.
Больные своей работой
Халиуллин признаётся, что никогда не выбирал работу с автоугонами. Службу в органах он начинал с уголовного розыска в Дёме. Когда в 2011 году по Уфе прокатилась серия краж японских иномарок, его прикомандировали в городское управление полиции для поиска пропавших машин. Вместе с ним в оперативной группе оказались и сотрудники других подразделений. После поимки преступников ему предложили заняться именно угонами.
— Привлекли в УМВД Уфы, там был прикомандирован определенное время, там и напал на след злоумышленников. После этого предложили перевестись в УМВД по линии транспорта, там тоже не одну группу поймал, потом в МВД Башкирии перевелся — здесь тоже занимаюсь автоугонами. В нашем отделе работают ребята, просто больные своей работой. Что ни преступление — у нас всё, полетели, заиграли, задержали. Работа очень интересная, это преступления, которые сложно раскрыть. Наверное, потому она и интересная, что сложная, — рассказывает он.
Полицейский признаётся, что когда только стал работать с транспортом, то хотел увидеть, как преступник на его глазах лезет в чужую машину и угоняет ее — раз пять или шесть это желание у него сбылось, он с коллегами задерживал угонщиков на месте преступления. По его словам, чтобы начать хорошо понимать, как и что устроено в их работе, нужно несколько лет.
— В нашу специфику профильного отдела новому необходимо тщательно вникать. Надо знать способ, как совершается преступление, каким оборудованием, кто мог им пользоваться, в каком районе, кто потерпевший и так далее. Поэтому опыт имеет огромное значение, — рассказывает он.