UFA1.RU продолжает рубрику «Криминальные легенды Башкирии». Сегодня, 8 октября, мы расскажем о загадочных убийствах, которые произошли за одну ночь в Стерлитамаке в начале 1980-х годов.
Жизнь в промышленных городах немногим отличается от всех прочих, разве что в небе облаков меньше, чем дыма от заводских труб. Как и везде, люди здесь в основном живут работой, семьей и домашними делами. В Стерлитамаке, где располагаются на всю Россию известный содовый комбинат и несколько других менее знаменитых предприятий, к этому можно добавить сборы урожая на многочисленных полях, разноцветными коврами расстелившихся вокруг города.
Да, смена на заводе тяжелее, чем работа в офисе, а восьмичасовая посевная под жарким солнцем вовсе не то же самое, что поездка на дачу с несколькими грядками. Но это тоже честный труд, которым можно обеспечить себя и своих родных. Во всяком случае, так было в начале 1980-х. Стерлитамак жил спокойно и размеренно. Местные трудились на заводах, в управлениях или колхозах и за детей — ходят ли те в садик, учатся ли в школе, гуляют ли во дворах — могли не беспокоиться. Те, кто застал существование Советского Союза, любят вспоминать, что двери тогда на замок закрывать было необязательно. Всё и все и так под присмотром — соседей, милиции, правительства.
Бывало, конечно, и плохое. То воришка заведется, то жулик, то дебоширить вдруг кто начнет, то лихач на дороге пешехода собьет. Иной раз и до страшного доходило: люди же во все времена убивали. Но тогда всё это было настолько исключительно редким, что представлялось неким недоразумением, несчастливой случайностью — чтобы жизнь совсем уж медом не казалась.
Однако череда жестоких убийств, совершенных всего за одну ночь в Стерлитамаке, и последующих событий дает серьезный повод усомниться, что разговоры о безопасной жизни в советское время — лишь миф, ностальгия, приятная иллюзия о былом. Кто мог совершить такое?
Черные мешки
Вечером 3 октября 1982 года на содовом комбинате в Стерлитамаке закончилась очередная смена. Местный работник Денис Чирков (фамилии жертв изменены - прим. ред.) прошел через пропускной пункт предприятия и двинулся к автобусной остановке на дороге, ведущей в соседний поселок Куганак. Отсюда он обычно добирался до дома, но не в этот раз.
Тем же вечером, так же со сбора урожая из деревни Ахмерово в Стерлитамак выехал на мопеде Ильнур Ишметов. Дорога не могла занять больше 30 минут, да только ни через полчаса, ни через час Ишметов дома не появился.
В тот же день водитель ахмеровского колхоза Артур Камалов весь день возил свеклу в соседний Аллагуват. Его маршрут проходил через Стерлитамак. На последнем рейсе он в очередной раз проехал мимо стерлитамакского поста Госавтоинспекции в сторону Ахмерово, но до конечного пункта не добрался.
Ранее днем в Куганак на служебном грузовике приехал водитель Стерлитамакской теплоэлектростанции Владимир Яковенко, чтобы вместе с семьей собрать картофельный урожай. Когда всё было сделано, уже стемнело. Яковенко в одиночку поехал в город, где должен был сгрузить мешки с картофелем, сменить служебный грузовик на пассажирский фургон и вернуться за родственниками. Он действительно приехал в гараж ТЭЦ, взял восьмиместный «газик» и отправился обратно. Больше ни коллеги, ни близкие живым мужчину не видели.
Утром следующего дня фургон обнаружили рядом с кладбищем коллеги Яковенко. Дверь была оставлена распахнутой, что сразу же наводило на подозрения о ЧП. Работники предприятия доставили машину в милицию и заявили об исчезновении шофера. Почти в это же время в отделение поступило еще одно сообщение — на поляне за деревней Ахмерово нашли машину с трупом. Поскольку машин не хватало, милиционеры, чтобы отправиться на место преступления, «одолжили» ГАЗ пропавшего Яковенко. Об этой ошибке они вскоре сильно пожалеют.
На поляне они застали самосвал Камалова, а его тело лежало в кабине со связанными за спину руками и простреленной головой, которую скрывал черный мешок. Немногим позже почти у въезда в город, возле моста через реку Белая, на обочине заметили брошенный мопед Ишметова. Что все эти события связаны, стало очевидно на следующий день, когда возле турбазы «Авангард» наконец обнаружили Яковенко, а с ним и Чиркова, точнее их мертвые тела. Как и Камалов, они были связаны и застрелены, а лица закрывали черные мешки.
Четыре незнакомца
Лишь спустя еще девять дней недалеко от места, где был брошен мопед Ишметова, его самого случайно нашел грибник. На этот раз на трупе не было черного мешка, но руки тоже были связаны, а в голове зияли ранения. Пока его искали, прокуратура и МВД уже собрала команду, в которую, наряду с опытными следователями, включили совсем недавно окончившего вуз Сергея Машкина.
— На расследование были брошены все силы города и республики: прокуратура, милиция, ГАИ, КГБ, ориентировки рассылались по всему Союзу, разрабатывались все возможные версии, — вспоминает он.
На подмогу им из Москвы выехали ученые-криминалисты. Возглавил бригаду следователь по особо важным делам прокуратуры Башкирии Александр Токарев.
Однако до того, как силовики осознали серьезность произошедшего, были допущены две грубейшие оплошности. Первой стала та самая поездка правоохранителей на фургоне Яковенко. Авто, которое было одним из главных мест для сбора улик, было «испачкано». Пришлось устанавливать всех, кто ехал в нём накануне, и сличать с оставленными в нём следами, чтобы вычленить лишнее. Итогом стали отпечатки боковой поверхности ладони на лобовом стекле и подошва сапога на расстеленном по полу полиэтилене. Только они не принадлежали Яковенко, его коллеге-шоферу, который доставил грузовик до милиции, и самим правоохранителям.
Вторую проблему подкинула природа. В октябрьскую ночь, когда были совершены убийства, внезапно выпал первый снег. Казалось бы, это могло сослужить пользу, ведь на снегу лучше видны следы, но пока на поляну, где нашли труп Камалова, прибыл первый следователь, пока он осмотрел всё в машине, снег уже растаял и возможные следы зафиксировать не успели.
Да и без того дело казалось весьма сложным. Все три места преступления расположены на существенном расстоянии друг от друга вокруг Стерлитамака, а жертвы между собой никак связаны не были. Точное количество нападавших тоже подвергалось сомнениям, разве что ясным оставалось, что преступник был не один. Судя по ранениям, стреляли из двух видов оружия — мелкокалиберной винтовки и ружья с патронами 16-го калибра, заряженными фабричной дробью и самодельной картечью с пыжами из тетрадных листов в клетку.
— Все были взрослыми мужиками, справиться с такими один на один очень непросто. Но даже если преступник мог осилить каждого по отдельности, то вряд ли бы он смог в одиночку разом удерживать Яковенко и Чиркова, которых обнаружили вместе. Ишметов был один, но он, судя по тому, что в него два раза стреляли, оказался наибольшее сопротивление, — объяснил Сергей Машкин.
Но все-таки оставались зацепки.
Люди в фуражках и пятая жертва
При осмотре машин погибших было обнаружено, что у троих из них исчезли фуражки. С какой целью - наверняка следователи сказать не могли. По одной из версий, преступники могли выдавать себя за милиционеров. В темноте человек с таким головным убором мог вполне сойти за гаишника. Даже подозрительные водители, всякое видавшие на дороге, остановились бы по приказу милиционера.
Еще одна версия, которая была озвучена с самого начала - месть за цыганского барона, которого недавно заключили под стражу. Скоро задержали перегонщиков лошадей между Башкирией и соседней Оренбургской областью. Один из них как раз был с обрезом, оружие отправили на экспертизу, но оно оказалось непричастным к смертям четырех стерлитамакцев.
Между тем весь город обсуждал произошедшее. Ситуацию усугубил декабрьский взрыв на заводе, когда погибли 44 человека. По Стерлитамаку пошли сплетни, что это связано с 60-летним юбилеем СССР: дескать, некто решил устроить террор в преддверии всесоюзного праздника. Это, конечно же, оказалось всего лишь страшилкой.
Вдруг в январе 1983 года в Стерлитамаке убили еще одного шофера. Парочка рецидивистов-уголовников расправилась с таксистом и забрала его машину, но почти тут же была задержана. Казалось, вот оно — «черномешочники» снова вышли на дело и попались. Но в ходе разбирательства выяснилось, что к октябрьским смертям они причастны быть не могли. По словам Машкина, за годы, пока расследовалось это дело, был раскрыт целый ряд преступлений, но ни одно из них не касалось серии убийств водителей в октябре 1982-го. Эта тайна для Сергея Машкина и его коллег так и осталась неразгаданной.
О других криминальных легендах Башкирии читайте в специальной рубрике UFA1.RU.