НЕФАЗ — пожалуй, один из самых известных в России башкирских заводов. Предприятие, возникшее еще при СССР, известно своими автобусами и грузовыми прицепами. В этом материале мы рассказываем об истории компании и пытаемся оценить положение дел в ней сейчас.
Лужи, грязь и самосвалы
Историю НЕФАЗа традиционно отсчитывают с декабря 1970 года, когда Совет министров СССР издал постановление о строительстве и реконструкции заводов для обеспечения запчастями и комплектующими Камского автозавода. В Набережных Челнах в Татарстане началась всесоюзная ударная стройка завода КАМАЗ, решено было строить и заводы-спутники, которые бы поставляли туда комплектацию, сообщали на официальном сайте предприятия и в интерактивной энциклопедии «Башкортостан».
На этом фоне в том же 1970 году было принято решение о начале строительства в башкирском Нефтекамске завода по производству автосамосвалов и лебедок, в 1971 году была выбрана площадка вдоль автомобильной дороги Нефтекамск — Янаул. Введен в эксплуатацию он будет как Нефтекамский завод автосамосвалов.
Директором строящегося производства утвердили Григория Шапаренко, генподрядчиком стал строительно-монтажный трест «Башнефтепромстрой». Стройка началась в июле 1972 года, а уже в апреле 1977 года на заводе собрали первый десятитонный автосамосвал КАМАЗ-5511. В октябре того же года был пущен в эксплуатацию главный конвейер в корпусе автосамосвалов, рассказывали в мэрии Нефтекамска.
Сразу после пуска перед НЕФАЗом поставили ответственную задачу — освоить мощности по производству сорока тысяч автосамосвалов в год. Во многих цехах еще не было отопления, территорию предприятия не успели благоустроить, вместо асфальта были лужи и грязь, не хватало оборудования и компетенций, но работники завода выпускали в эти годы по 200 с лишним автомобилей в сутки.
Предприятием руководил Юрий Гулько, пришедший на этот пост в 1978 году. Нефтекамская администрация называет среди его достижений то, что ему удалось сплотить коллектив, сформировать «рабочий костяк» и вырастить мастеров своего дела, многие из которых продолжили трудиться на предприятии и в новом веке. Сам Гулько в 1987 году покинул Нефтекамск, чтобы возглавить Мытищинский машиностроительный завод.
Новым директором НЕФАЗа стал будущий депутат Госдумы Владимир Протопопов. Ему предстояло провести предприятие через период бурных экономических реформ. Как указывали нефтекамские власти, Протопопову удалось сохранить трудовой коллектив, благодаря чему завод выстоял. В 1993 году НЕФАЗ акционировали, тогда же появился его узнаваемый бренд.
Новые направления
К концу девяностых пост директора предприятия занял депутат Курултая Башкирии Раиф Маликов, работавший на заводе с 1977 года. Протопопов стал членом совета директоров Башпромбанка, а в Госдуме занялся вопросами собственности, приватизации и хозяйственной деятельности.
С 2000 года НЕФАЗ принял программу по освоению пассажирских автобусов на шасси КАМАЗ. До этого нефтекамское предприятие уже производило вахтовые автобусы, однако именно в новое время линейка их значительно расширилась. В декабре 2000 года был представлен первый автобус городского типа НЕФАЗ-5299.
К 2002 году предприятие вышло на проектную мощность производства в тысячу автобусов в год. Хитом продаж на многие годы стал и самосвальный полуприцеп НЕФАЗ-9509–16–30, указывали в пресс-службе Ростеха.
В нулевых и десятых годах НЕФАЗ стал сотрудничать с иностранными предприятиями — например, в 2006 году заключил соглашение с голландско-бельгийским концерном VDL по производству туристических и городских автобусов, в 2012 году вместе с бразильской компанией Marcopolo S.A. приступил к сборке автобусов малого класса Bravis на шасси КАМАЗа.
В 2013 году Раиф Маликов покинул пост руководителя НЕФАЗа. Как указывали источники «Бизнес Online», менеджер был креатурой первого президента Башкирии Муртазы Рахимова и в последние годы фактически руководство компанией осуществлял КАМАЗ.
На смену ему пришел топ-менеджер КАМАЗа Николай Пронин, в 2016 году его сменил Сергей Зуйков, при котором началось производство электробусов НЕФАЗ-52992 и еще одного совместной разработки нефтекамского и челнинского заводов — КАМАЗ-6282.
Впрочем, как отмечало издание «Бизнес Online», рентабельной историей это не стало, и в 2019 году на нефтекамском заводе снова поменялось руководство, директор поставили Владимира Курганова. Последний, в свою очередь, в 2023 году лишился поста в пользу Евгения Корепанова, который остается руководителем предприятия и по сей день.
А что с деньгами?
Основными акционерами НЕФАЗА на протяжении всех этих лет были КАМАЗ (около 50%) и Министерство имущественных отношений Башкирии (около 28%). Доля властей республики впоследствии перешла к созданному ими стратегическому инвестору АО «Региональный фонд», следует из материалов сервера раскрытия корпоративной информации «Интерфакса».
Такое положение дел сохраняется и до сих пор. Что касается КАМАЗа, то примерно половиной акций в нем владеет Ростех, остальные распределены между российскими и иностранными инвесторами. Несмотря на все увещевания об успехах компании, НЕФАЗ с 2009 года не выплачивает дивиденды акционерам, а значительную часть средств компания направляет на покрытие убытков прошлых лет.
Так, к примеру, даже получив по итогам 2021 года рекордные 611,2 миллиона рублей прибыли (по данным сервиса «Контур.Фокус», в последний раз к подобным результатам завод подбирался лишь в 2007 году, когда прибыль составила 430,8 миллиона), компания не стала выплачивать дивиденды.
Финансовые результаты НЕФАЗа после 2009 года вообще значительно ухудшились, в в 2015 и 2019 годах ПАО показывало сотни миллионов рублей убытков. На покрытие убытков прошлых лет по итогам того же 2021 года пошло 97,94 миллиона рублей, 512,86 миллиона рублей оставить нераспределенной.
По итогам 2022 года компания также не платила дивиденды, получив чистой прибыли на 321,8 миллиона рублей. То же самое произошло и годом позднее, когда компания отчиталась о 143,8 миллиона рублей прибыли. Стоит отметить, что КАМАЗ, в отличие от своей «дочки», дивиденды периодически выплачивает — это происходило, например, в 2014, 2017, 2018, 2021 и 2023 годах.
Отметим, что в июне 2022 года НЕФАЗ вместе с КАМАЗом оказался в санкционном списке США — мера была принята в связи с российско-украинским военным конфликтом, и коснулась также ряда других предприятий, относящихся к Ростеху.
Читайте также нашу статью о том, что сейчас происходит с фанерными заводами Уфы, которые взялся спасать глава Башкирии.