
В конце 2018 года из-за начавшегося банкротства остановился конвейер на предприятии Давлекановской молочной компании. Многим жителям Башкирии была знакома ее продукция с узнаваемым логотипом в виде бочонка. Молочный завод в Давлеканово уже не в первый раз оказывается в тяжелом положении — в девяностых он тоже разорялся.
В этой статье рассказываем об истории предприятия, которому так и не удалось встать на ноги после распада СССР, и о том, кто владел им в последние десятилетия.
Отдали в добрые руки
В XX веке в Давлеканово была хорошо развита пищевая промышленность. Город называли хлебной столицей Башкирии, он также был крупным экспортером зерна. В то же время об истории местного молочного производства известно не так много: чтобы отследить происхождение бренда «Давлеканово», сведения приходится собирать буквально по крупицам.
Так, в 1929–1930 годах в городе был основан маслозавод — по данным краеведческого портала «Посреди России», на нем тогда работали 28 человек рабочих и 6 служащих. В то же время на городском форуме давлекановцы со ссылкой на «косвенные архивные данные» рассказывают, что еще до того, в начале 1920-х годов, уже существовал сыромолочный завод.
В Давлекановской молочной компании свою историю отсчитывают с 1932 года, когда в бывшем купеческом доме начали производство «Костромского» сыра. На том же форуме указывают, что дом, о котором идет речь, находился по улице Луначарского и принадлежал немцу по фамилии Валл (в Давлеканово с конца XIX века существовало поселение немцев-меннонитов).

— Завод производил масло сладкосливочное, шоколадное, сыр «Костромской», цельномолочную продукцию: молоко цельное во флягах, творог, сметану и мороженое, — рассказывали форумчане. — Сыры производились вручную. Продукция Давлекановского маслосырзавода реализовывалась по всему Советскому Союзу, а также экспортировалась за рубеж.
По данным интерактивной энциклопедии «Башкортостан», в течение XX века небольшой маслозавод действительно стал стремительно разрастаться, что привело к его преобразованию в Давлекановский сыродельный комбинат в 1975 году.
Предприятие включало в себя сыродельный цех, основанный в 1965 году, цех цельномолочной продукции, основанный в 1966 году, сырохранилище, созданное в 1965 году, цех сухой сыворотки, основанный в 1979 году, а также пункт приема в деревне Хотимля.
— С годами шла механизация и автоматизация трудоемких процессов производства, которые дали свои результаты, — рассказывали на городском форуме. — «Золотым» годом для сыркомбината был 1989-й. В этом году было переработано 49 тысяч тонн молока, выработано сыра 3270 тонн. В сутки перерабатывалось по 250 тонн молока.

Как бы то ни было, девяностые, похоже, стали для предприятия серьезным испытанием. В 1995 году кабинет министров Башкирии подписал распоряжение о приватизации предприятия, в 1996 году появилось акционерное общество «Давлекановский сыродельный комбинат». Два года спустя еще в одном распоряжении кабмина будет указано, что компания находится в «тяжелом финансовом положении».
Невеселый молочник
История закончится банкротством предприятия и его ликвидацией в 2003 году. На базе сыркомбината, впрочем, почти сразу возникло новое предприятие — Давлекановский молочный комбинат (в дальнейшем — Давлекановская молочная компания). Активы старого завода оказались под контролем совладельца московской группы «Молпроект» Дмитрия Малова по итогам банкротства в том же 2003 году, писал «Коммерсант».
Об этом бизнесмене тоже известно немногое: по данным сервиса «Контур.Фокус», в начале десятых он руководил воронежским аграрным ЗАО «Герино», примерно в те же годы вместе с партнером Владимиром Кузыком и другими создал УК «Молпроект», одноименный торговый дом, владел компанией «Молторг-Уфа».

«Молпроект», позиционировавший себя как агрохолдинг по производству цельномолочной продукции и молочной консервации, а также единственный поставщик сгущенки из запасов госрезерва, стал активно развиваться. В 2011 году он получил под контроль Нижнекисляйский молкомбинат — на тот момент единственного производителя сгущенного молока в Воронежской области. Примерно в то же время группа стала управлять и Сухонским молкомбинатом в Вологодской области.
Примечательно, что ни на сайте, ни в соцсетях «Молпроекта» не упоминалось о предприятии в Давлеканово, хотя Малов, по данным «Контур.Фокуса», управлял им через УК «ДМК-Сервис». Как бы то ни было, завод также не стоял на месте.
В своем новом воплощении давлекановский комбинат поначалу выпускал только сухое обезжиренное молоко и масло «Крестьянское», но уже в 2004 году заработал цельномолочный цех со шведским оборудованием по фасовке продукции. В 2006 году компания свернула производство сыров, но в 2013 году возобновила их выпуск, закупив для этого итальянское оборудование.

В течение десятых и двадцатых годов производство расширялось, открывались новые линии, компания стала работать в трех основных направлениях: производство молочной продукции, ее дистрибьюция и сельское хозяйство. Появился и узнаваемый брендинг — логотип с молочным кувшинчиком и надписью «Давлеканово».
А вот с точки зрения финансов в середине десятых дела у Давлекановской молочной компании шли не так уж хорошо. Если в 2012–2015 годах, по данным «Контур.Фокуса», она отчитывалась о 3,2–17,7 миллиона рублей прибыли при выручке от 771,85 миллиона до 1,39 миллиарда рублей, то уже в 2016 году компания ушла в минус на 11,76 миллиона, а в 2018 году — аж на 240,87 миллиона. Принадлежащий ей Давлекановский молочный комбинат, к слову, тоже показал антирекорд примерно в это время: в 2019 году его убытки составили 409,63 миллиона рублей (в 2018 году — 23,57 миллиона, а в 2020 году — 305 тысяч).
В 2016 году Давлекановская молочная компания приобрела на торгах активы «Бакалымолока» на 23 миллиона рублей. В беседе с изданием «Правда ПФО» эксперт отрасли, предприниматель Азамат Галин связывал именно это поглощение с проблемами, в дальнейшем возникшими у предприятия.

А начались они совсем скоро — уже в 2018 году компании, связанные с башкирским производством, начали банкротиться. Процедуры стартовали в Давлекановском молочном комбинате, его учредителе — Давлекановской молочной компании, «ДМК-Агро», УК «Молпроект».
Примечательно, что в случае с тремя первыми компаниями процедуры были инициированы частными лицами, которые заявили о задолженностях в 483,79, 450 и 850 тысяч рублей. Суммы впоследствии выросли на порядок, когда к производству подключились другие кредиторы.
— Видимо, активы «Бакалымолока» должны были увеличить капитализацию Давлекановского комбината, — говорил журналистам Азамат Галин. — Но ситуация, связанная с дорогими деньгами, стала первой причиной произошедшего.
Второй причиной он назвал «маркетинговую войну», выразившуюся в серии публикаций о якобы некачественной продукции завода — обнаружении кишечной палочки в кефире и так далее. В некоторых СМИ обратили внимание на то, что компания незадолго до начала банкротства перерегистрировалась в подмосковном Красногорске, где до того, как возглавить Башкирию, был мэром Радий Хабиров. Впрочем, он стал руководить местной администрацией в 2017 году, а прописку компания сменила еще в 2016 году.
Так или иначе, новый адрес не избавил производителей от издержек. Судя по материалам арбитража, 22 апреля 2024 года Арбитражный суд Башкирии завершил конкурсное производство в Давлекановском молочном комбинате после удовлетворения требований кредиторов на 18,74 миллиона рублей. По долгам Давлекановской молочной компании к субсидиарной ответственности на 444,1 миллиона рублей были привлечены Малов, его партнер Кузык, а также экс-директор компании Вячеслав Холин, суды еще продолжаются.
Читайте также историю падения другого «молочного короля» Башкирии — владельца группы «Башмилк» Александра Никитина.