История автоцентра «Уфа-АВТОВАЗ» на улице Вологодской, 60 в уфимской Черниковке развивалась так же стремительно, как и закончилась. Завтра, 9 февраля, на месте когда-то старейшего дилера тольяттинского автогиганта откроют торговый центр для всей семьи. В этом материале рассказываем вам о том, почему рухнул бизнес по продаже машин и при чем здесь конфликт отцов и детей.
Семейные распри
Уфимский автоцентр ВАЗ был построен по совместному с итальянцами проекту в числе первых тридцати трех специализированных автоцентров в СССР и запущен в работу в январе 1975 года. В 1983 году на работу туда пришел будущий руководитель Александр Асеев, до этого — слесарь Уфимского завода стекловолокна.
Всего пять лет спустя, в марте 1988 года, коллектив избрал его директором. В 1994 году автоцентр был акционирован и стал АО «Агидель-Лада», Асеев остался в компании гендиректором. Параллельно он вел научную деятельность, став кандидатом экономических наук, а с 1999 года — членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.
В 2001 году на базе «Агидель-Лада» была создана компания «Уфа-АВТОВАЗ», известная многим автолюбителям в башкирской столице. Безоблачный путь Асеева к успеху омрачила история, развернувшаяся уже в 2010-х, но приоткрывшая завесу тайны над событиями предыдущих лет.
Дело в том, что у Александра Никитовича возник конфликт с бизнес-партнером, причем не чужим человеком, а с родным сыном Павлом. Разборки родственников вылились в серию публикаций в СМИ, где они критически высказывались друг о друге, обвиняя в попытке захватить бизнес, а то и в чем похуже.
Прежде чем говорить об этом, стоит вспомнить о том, что к моменту событий и Александр, и Павел были уже достаточно известными людьми. Первого — владельца старейшего уфимского дилера АВТОВАЗа, как писало издание «МК — Башкортостан», еще с советских времен знала вся Уфа. Разъезжая по городу, он якобы «высовывал руку в окно, салютуя гаишникам».
Павел же с 2010 года возглавлял группу компаний «ДвимАвто» — еще одного официального дилера отечественных автомобилей в Уфе. Однако едва ли их кто-то рассматривал как конкурентов — казалось очевидным, что молодой предприниматель станет наследником отцовской «автомобильной империи».
Началом публичной ссоры между родственниками стала публикация издания «Республика Башкортостан», в которой Александр Асеев обвинил Павла в том, что тот под влиянием подруги семьи якобы затеял захватить бизнес, а также создал собственную компанию «ДвимАвто», пользуясь ресурсами «Уфа-АВТОВАЗ».
В этой же публикации Асеев-старший утверждал, что сын «пристрастился к наркотикам» и что он с ноября 2006 по апрель 2007 года лечился в психиатрической больнице. В дальнейшем публикация справки из медучреждения стала поводом для судебного разбирательства между отцом и сыном. Сам Павел Асеев неоднократно называл утверждения о своей зависимости ложью и даже прошел экспертизу, которая подтвердила его слова.
Из первой публикации и последующих ответных, в которых Павел Асеев изложил свою версию событий, общественность узнала, что дети Асеева-старшего с матерью некоторое время проживали в Израиле.
Отец и сын по-разному описывали обстоятельства отъезда и возвращения. Если по версии Александра он во всём потакал любимому сыну, то вот сам Павел утверждал, что бизнесмен просто «выпихнул их [с матерью] вон — из своего дома, из страны», а через десять дней после их отплытия «у папы родился новый сын от помощницы по хозяйству».
Павел вернулся в Уфу в середине нулевых по приглашению отца, который хотел, чтобы сын помогал ему с бизнесом. Родственники не сработались, и Асеев-младший вернулся в Израиль, однако вскоре отец, по его словам, снова обратился с предложением забыть обиды и продолжить работу.
Встречавшие Павла люди, как утверждал сын бизнесмена, без разговоров увезли его в психбольницу. С его слов, полгода он провел там под фейковым именем — отец якобы пытался таким образом «исправить» родственника.
В дальнейшем, по не вполне понятным причинам, они продолжили совместный бизнес. Переломным моментом стал отказ Павла оформлять на себя кредит в сто миллионов рублей, которые должны были пойти на выкуп 51% акций «Уфа-АВТОВАЗ», принадлежавших тольяттинскому автоконцерну.
По версии сына, отец предлагал ему взять на себя обязательства по погашению ссуды, при этом сама доля должна была быть оформлена на Асеева-старшего. В свою очередь, последний утверждал, что это его сын пытался «заложить всё имущество и овладеть тольяттинской частью акций, чтобы стать полновластным хозяином», а родителя «оставить на улице».
Бизнес стал историей
Конфликт между родственниками продолжился в судах, а центр «Уфа-АВТОВАЗ» тем временем постепенно влез в долги и оказался на грани банкротства. Попытка безболезненно свернуть бизнес и самоликвидироваться, как писал «Коммерсант», не увенчалась успехом. Тревожные звоночки послышались еще в 2015 году, когда десятки клиентов «Уфа-АВТОВАЗа» и «ДвимАвто» вдруг столкнулись с тем, что при покупке авто им не выдавали ПТС, из-за чего новенькие машины становились для них недвижимым имуществом.
Чуда не случилось: пока покупатели составляли коллективные иски, кредиторы выставляли требования на десятки миллионов рублей, и в итоге в январе 2016 года компания «Уфа-АВТОВАЗ» была признана банкротом, а ее имущество выставили на торги. К 2021 году завершилось и банкротство ГК «ДвимАвто», начатое годом ранее.
Судя по соцсетям, какое-то время автоцентр на Вологодской частично продолжал работать — предлагал услуги автомойки, шиномонтажа и обслуживания автомобилей, даже продавал некоторые китайские машины. В дальнейшем основное здание бывшего «Уфа-АВТОВАЗа», всё это время стоявшее без дела, оказалось в распоряжении компании «Союз» уфимского бизнесмена Олега Засыпкина.
По данным сервиса «Контур.Фокус», до этого он пробовал себя в разных направлениях: например, в 2015–2019 годах был соучредителем ныне ликвидированной фирмы «Фортуна», имевшей лицензии на оказание медицинских услуг в учреждениях на проспекте Октября, 152/1 и улице Зорге, 33/1, потом — компании «Продмаг 24», управляющей магазином на улице Мастеров, 54.
Также Засыпкин в разное время имел доли в нескольких стройфирмах: ликвидированной «Аполлон» и «Парк сервис». Сейчас он владеет и руководит торговой компанией «Премьер» по торговле табачными изделиями. В 2019 году, как писал «Коммерсант», принадлежащий бизнесмену «Союз» приобрел здание бывшего гипермаркета «Матрица» на проспекте Салавата Юлаева в Уфе, позднее, судя по материалам из картотеки арбитража, и здание «Уфа-АВТОВАЗа». Именно на базе последнего предприниматель затеял создать многофункциональный центр «ДЕПО».
Как рассказывал глава Орджоникидзевского района Уфы Альберт Маликов, учреждение будет включать в себя супермаркет, МФЦ «Мои документы», детский центр развлечений и обучения, магазины и услуги, отделения банков, сервисы доставки, спортивные студии и коворкинг. Название центра сложено из первых букв слов «детство», «еда», «покупки», «обучение».
Сам Засыпкин в беседе с UTV рассказал, что Черниковке, на его взгляд, не хватает торговых центров, а здание бывшего дилерского центра как раз давно стояло без дела — оттуда и возникла идея его проекта.
— Это историческое такое сооружение, как для города Уфы, так и вообще, — объяснял он журналистам издания. — И оно стояло очень долгое время, ну не в рабочем состоянии, то есть в упадшем как бы состоянии. Ну мы приобрели, была какая-то идея, что действительно не хватает, нужно приобрести это здание, реконструировать и сделать из него, ну, будем говорить, конфетку. То есть как бы да, я надеюсь, что у нас так и получится.
Открытие торгового центра запланировано на 9 февраля. Как он выглядит за несколько дней до запуска, мы показывали в нашем фоторепортаже. Что касается бывших владельцев «Уфа-АВТОВАЗа», то Асеев-старший, как сообщали в мэрии, умер летом 2019 года. Его сын, по данным «Контур.Фокуса», на данный момент не является директором или учредителем каких-либо действующих в России компаний. Бывший сайт «Уфа-АВТОВАЗа» заняли киберсквоттеры — теперь вместо каталога автомобилей там фильмы для взрослых.