Мы продолжаем рассказывать о компаниях, которые строят Уфу. Сегодня рассмотрим легендарный советский трест № 3, а ныне ГК «Третий Трест», история которого полна темных пятен. Когда-то работники этого предприятия построили десятки культовых объектов и важных заводов в Уфе, а теперь компанией владеют сыновья известного тренера по борьбе. В этой статье разбираемся в том, чем прославился трест в советские времена, что с ним сейчас и какие знакомства завели благодаря спорту нынешние собственники бизнеса.
Славное прошлое
Группа компаний «Третий Трест» — один из крупнейших застройщиков в Башкирии. Согласно статистике Единой информационной системы жилищного строительства Минстроя Башкирии, на октябрь 2023 года она занимает третье место по площадям проектируемых объектов в республике, что составляет 4,89% от всего регионального рынка.
На сайте ГК «Третий Трест» указано, что она работает в строительстве с 1931 года. Это утверждение недалеко от истины, ведь группа возникла на базе крупного советского предприятия. Как указано в интерактивной энциклопедии «Башкортостан», в те далекие годы оно было основано как государственный строительный трест № 17 для строительства Уфимского моторного завода (ныне УМПО).
Как рассказывали в мэрии Уфы, строительное предприятие было учреждено Высшим советом народного хозяйства СССР. Башкирский обком партии, изучив местность, где появится моторный завод, посчитал ее подходящей и отвечающей всем требованиям для грандиозной стройки. Фактически появление УМПО возле деревни Богородское дало старт развитию Черниковки — один из красивейших районов современной Уфы когда-то начинался с рабочего городка.
В первое десятилетие с момента основания предприятие сменило несколько наименований — было и «Моторстроем», и «Уфапромстроем», и Трестом № 28, современное же название оно получило в 1940 году. Трест занимался возведением оборонных заводов и объектов особой государственной важности. В военные годы он продолжал свою работу даже более активно, чем прежде.
В архиве электронной библиотеки исторических документов Российского исторического общества сохранилась справка, составленная в 1941 году сектором информации Башкирского обкома компартии. В ней указано, что уже 23 июня того года на предприятии состоялись антифашистские митинги рабочих, в которых приняли участие более 8 тысяч человек. Партийные чиновники отдельно отметили, что «вместе с подъемом политической активности повысилось выполнение норм выработки во многих бригадах».
В разные годы, указывает краевед Сергей Синенко на портале «Посреди России», силами рабочих третьего треста в Уфе были построены заводы «Гидравлика», «Прогресс», УАПО, БЭТО, УЗЭМИК, трамвайный и троллейбусные заводы, а также другие производственные объекты.
Одним из первых руководителей треста был Аншель Балабан, уроженец Тульчина Подольской губернии (ныне Винницкой области Украины). Заслуженный строитель РСФСР и БАССР, выпускник Харьковского автодорожного института, с 1946 года он был заместителем управляющего, а в 1956–1972 годах — управляющим третьего треста.
Именно при нем строились производственные корпуса «Гидравлики», УМПО и других предприятий, он же руководил строительством Дворца спорта, кинотеатра и здания Госцирка в Уфе. Также трест занимался возведением жилья в башкирской столице. На предприятии работали многие уфимские Герои труда — такие как каменщица Минегуль Саньярова, отдавшая тресту три десятка лет своей жизни, или будущий заместитель министра заготовок СССР Константин Кузнецов.
В 1983 году директором предприятия стал заслуженный строитель РФ Анатолий Неверов, упоминается на сайте администрации Стерлитамака, при нем оно и вошло в новое тысячелетие. В 1994 году под его начальством он был акционирован, а сам Анатолий Александрович руководил третьим трестом до 2005 года.
Спорт сближает с чиновниками
К концу нулевых у предприятия появились основные акционеры, которые владеют им и по сей день. Ими стали братья Владимир и Алексей Борманы — сыновья заслуженного тренера СССР по греко-римской борьбе Владимира Бормана. Как ранее рассказывал UFA1.RU, в бизнес Владимира Владимировича привел его старший брат Алексей, возглавлявший совет директоров ОАО «Строительный трест № 3».
Согласно данным сервиса раскрытия корпоративной информации «Прайм Раскрытие», к 2010 году Владимир Борман владел почти 33% акций компании, еще 19% приходилось на компанию «Генподрядный Строительный Трест № 3», которая в итоге стала ядром группы «Третий Трест». До 2016 года блокирующим пакетом в 29,9% акций владело Минземимущества Башкирии, но потом продало его за 3,72 миллиона рублей, сообщал «Коммерсант».
Достался этот пакет члену совета директоров Вадиму Гадееву — выпускнику уфимского юридического института МВД России 1999 года, как указано на его странице. Впоследствии он стал председателем совета. Еще одним его членом длительное время был Руслан Шайхлисламов, выпустившийся из уфимской школы МВД в том же году, что и Гадеев, что также указано на его странице. Примечательно, что и Алексей Борман имеет выходы на силовиков, пусть и бывших — он выступает попечителем спортивного клуба ветеранов ФСБ России «Отдушина». Что касается Гадеева и Шайхлисламова, то они и по сей день занимают менеджерские позиции в нескольких компаниях братьев Борманов.
Был в совете директоров и мастер спорта по греко-римской борьбе Фанис Валитов. С 2018 года он выступал гендиректором АО «Строительная компания» (так называлось ОАО «Строительный трест № 3» после переименования) вплоть до ликвидации компании в 2018 году. Впрочем, пути Валитова и Борманов после этого не разошлись — в 2019 году борец и его брат Фадис Валитов подписали контракты с Федерацией спортивной борьбы республики, вице-президентом которой является Алексей Борман (сам он присутствовал на подписании этого соглашения).
Для владельцев «Третьего Треста» спорт, по всей видимости, вообще играет важную роль в жизни. Владимир Борман — младший в прошлом мастер спорта СССР, второй призер первенства Европы среди юниоров, Алексей Борман — тоже мастер спорта, серебряный призер чемпионата России, а также победитель и призер всесоюзных соревнований, указывали в Федерации спортивной борьбы Башкирии.
Братья-бизнесмены участвовали в организации ежегодных турниров в память о своем отце, например в 2019 году, писала «Вся Уфа». На фотографиях с этих мероприятий можно заметить Алексея Бормана на одной трибуне с главой Башкирии Радием Хабировым, из рук последнего он также получал почетную грамоту. Былые достижения позволяют бизнесменам заводить полезные знакомства.
Так, по спортивным вопросам Алексей Владимирович неоднократно взаимодействовал с ныне осужденным министром ЖКХ Башкирии Борисом Беляевым (он был президентом Федерации спортивной борьбы республики, сейчас этот пост занимает вице-премьер Алан Марзаев), бывшим мэром Стерлитамака Владимиром Куликовым и другими чиновниками.
Большие деньги и большие проекты
Тем не менее основной деятельностью спорт для братьев Борманов не является, оба они посвятили себя строительному бизнесу, и это принесло им успех и богатство. С помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА) мы обнаружили у Владимира Бормана Land Rover Range Rover с московским номером, а у его брата Алексея — зарегистрированный в Санкт-Петербурге автомобиль Audi A7.
Предприниматели не ведут соцсетей, потому судить об их образе жизни сложно, но вот, например, еще один менеджер из их команды Владимир Шапуров, сейчас возглавляющий компанию «Трест № 3 — Недвижимость», регулярно делится фотографиями из путешествий в Грузию, Италию, ОАЭ и другие места. Можно предположить, что и учредителям бизнес позволяет жить безбедно.
Неизвестно, почему Владимир и Алексей Борманы не пошли по стопам отца и не посвятили себя спорту целиком. Корреспондент UFA1.RU обратился к директору по развитию «Третьего Треста» и депутату горсовета Уфы Вячеславу Якину с просьбой рассказать об этом. Он пообещал ответить на вопросы о владельцах группы компаний позднее.
Что касается деятельности самого треста в наше время, то его, кажется, миновали громкие скандалы. Отзывы недовольных граждан в Сети, конечно, есть, но в целом компания редко попадает в публичные инциденты. Один из таких редких случаев — утечка газа в жилом комплексе «Сосны» в 2019 году. Сам застройщик происшествие тогда связал с несвоевременным обслуживанием эксплуатантами газового оборудования.
У «Третьего Треста» много крупных строек в Уфе — например, сейчас группа возводит ЖК «Эдисон», «Яркий», клубную резиденцию «Империал», уже сданы «Шервуд», Smart Plaza, «Сосны» и другие. Работниками компании, как сообщали в мэрии, была построена арка на улице Аксакова, на которой разместили барельеф полярного штурмана Валериана Альбанова.
По данным сервиса «Контур.Фокус», одна из основных компаний группы «Третий Трест-Инвест» в 2022 году показала 745,1 миллиона рублей чистой прибыли, в 2021 году — 435,53 миллиона, в 2020 году — 33,41 миллиона, а в 2019 году — 661,99 миллиона рублей. Оценить совокупные показатели ГК затруднительно из-за разветвленной структуры, однако можно посмотреть на суммарные показатели организаций, во главе или среди учредителей которых числятся братья Борманы.
Так, компании, к которым они имеют отношение, в 2022 году показали в общей сложности 1,5 миллиарда рублей чистой прибыли при около 1,3 миллиарда рублей выручки, в минус ушли семь компаний, общий убыток которых составил около 96 миллионов рублей.
Сложно сказать, связаны ли успехи группы «Третий Трест» с советским наследием или поддержкой со стороны власти (еще в 2011 году президент Башкирии Рустэм Хамитов обвинял руководство Минстроя в «беззастенчивом лоббизме интересов» застройщика, указывая на то, что строительный трест № 3 якобы получал в конце нулевых «самые лакомые контракты», писал «Коммерсант»). На сайте самой компании указывают на то, что накопили огромный опыт, совершенствуют стандарты и применяют новейшие технологии строительства, благодаря чему заработали хорошую репутацию на рынке.
В любом случае похоже, что новые владельцы треста сохранили и развили известное еще с советских времен предприятие с куда большим успехом, чем власти республики, под руководством которых не менее легендарный и не менее старый «Башкиравтодор» оказался в больших убытках.
История «Третьего Треста» напоминает историю треста «Крупнопанельное домостроение», когда-то купленного бывшими владельцами «Башкирской содовой компании», а сейчас принадлежащего связанным с ним офшорам и матери депутата Курултая. Мы подробно рассказывали его историю в отдельной статье.
Читайте также наши расследования о том, как бывший депутат-застройщик из Уфы Андрей Носков распорядился своим богатством и кто стоит за тюменцами, которые получили миллиарды на строительных господрядах в Уфе.