Компания «Дортрансстрой» — крупнейший получатель госконтрактов в Башкирии и лидер нашего рейтинга региональных «королей госзаказа» (за три года она получила больше десяти миллиардов рублей на госзакупках). Владеет и руководит предприятием группа бизнесменов, главным из которых считается 59-летний бывший депутат Курултая Марат Латыпов. Судя по всему, он активно вовлекает в бизнес родню — мы пришли к этому выводу, изучив биографии людей, которые участвуют в управлении его проектами. В этой статье рассказываем про Марата Латыпова, его предпринимательскую династию и одну из самых крупных компаний, которые строят Уфу.
Большой успех и клановая борьба
Согласно официальной биографии, Марат Максутович родился 15 августа 1963 года, окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли, Башкирскую академию государственной службы и управления. В 1984–1985 годах он работал зампредседателя Каларского райпо в Читинской области, после чего перебрался в Бурятию, где в середине восьмидесятых был сначала замначальника, а потом и начальником отдела рабочего снабжения строительно-монтажного поезда № 670 треста «Нижнеангарсктрансстрой». Также Латыпов выступал гендиректором бурятского АО «Таксимосеверторг».
В 1996 году он начал свой путь к успеху в Башкирии — возглавил компанию «Агродорстрой» и занимал пост ее руководителя до 1999 года (по данным сервиса «Контур.Фокус», одноименная строительная фирма, в которой Латыпов был учредителем, прекратила деятельность в 2002 году). С 1999 по 2002 год бизнесмен управлял компанией «Уфастроймех», следует из его биографии. Она и по сей день принадлежит ему через фирму «Коммерсант», которой Марат Латыпов владеет вместе с дочерью Эльвиной (об их родстве со ссылкой на источники сообщала газета «Коммерсант»), директором организации выступает его предположительный сын Ринат.
В 2003–2004 годах Марат Латыпов руководил госпредприятием «Стройснаб» (по данным «Контур.Фокуса», оно было приватизировано в 2004 году и ликвидировано в 2017 году), а потом стал гендиректором и председателем компании «Агродорспецстрой». После 2009 года она сменила название на уже привычное нам — «Дортрансстрой». Эта компания вскоре станет крупнейшим получателем госконтрактов в Башкирии.
В начале десятых бизнесмен был избран депутатом Курултая, где провел один созыв. Какой-либо заметной публичной активностью за этот период он не отличился. В 2013 году, когда Латыпов покинул кресло депутата, в МВД Башкирии объявили о том, что обнаружили хищение 43 миллионов рублей, выделенных из бюджета на строительство объездной дороги в Кушнаренково. Заподозрили в этом руководство «Дортрансстроя». В 2014 году, как писал «Коммерсант», дело прекратили, так как не смогли доказать вины фигурантов.
В тот же период объявил об отставке начальник ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара — Уфа — Челябинск» Радмир Вагапов. Увольнению чиновника предшествовала эмоциональная публикация в LiveJournal, в которой он связал преследование руководителей «Дортрансстроя» с «противоборством двух олигархических кланов, которые еще совсем недавно делили между собой более 90% дорожно-строительного рынка» республики.
— Кто-то из них уж очень сильно хотел устранить набравшего обороты конкурента, а заодно и зацепить наше управление, бросив тень на его репутацию, что уже делалось неоднократно, — заявил тогда он.
«Коммерсант» со ссылкой на источники отмечал, что в этот период рассматривалась продажа контрольного пакета предприятия «Петротэк-холдингу» Виктора Исламова и Сергея Черникова — тогдашних владельцев стерлитамакских химических предприятий, входящих в группу Башкирской содовой компании (о них мы подробно рассказывали в отдельной статье). На момент написания материала Радмир Вагапов не ответил на вопросы корреспондента UFA1.RU, связанные с «Дортрансстроем».
Пироги и дороги
Тем не менее, по данным «Контур.Фокуса», как минимум с 2015 года и вплоть до 2022 года «Дортрансстрой» полностью принадлежал УК «Бизнес-Вектор» Марата и Эльвины Латыповой, а после доли были поделены между этой компанией и партнерами предпринимателя. Сам «Бизнес-Вектор» при этом перешел к кипрскому офшору Ermanier Limited, о котором мы еще поговорим.
Уголовная история 2013–2014 годов не сказалась на дальнейших успехах «Дортрансстроя». К двадцатым компания стала очень успешной в госзакупках: на ее счету и обновление трассы до уфимского аэропорта, и реконструкция улиц Комсомольской, Октябрьской Революции, и строительство «Южных ворот» в Уфе, и другие монументальные проекты. Только за последние три года компании Латыпова выиграли господрядов на 12,7 миллиарда рублей, что сделало их самыми успешными среди башкирских «королей госзаказа».
При этом, помимо строительства дорог, предприниматель занимается и другими бизнесами. Так, например, в сентябре 2020 года он приобрел 51% популярнейшей сети общепита в Башкирии «Пышка». У бренда немного изменилось позиционирование: заведения стали работать как гастромаркеты «Эко Пышка», активно занялись доставкой еды.
Примечательно, что в интервью изданию «Собака.ru» соучредительницей этой сети заведений называла себя 39-летняя Екатерина Латыпова, при этом уточняя, что это семейный бизнес и главный в нем муж (его имени она не называла). Судя по ее публикациям в Instagram (деятельность соцсети запрещена в РФ. — Прим. ред.), ведет страницу женщина, которая в «Контур.Фокусе» числится как Екатерина Мусалямова (эту фамилию носит ее старший сын, которого она регулярно поздравляет в постах с днем рождения, несколько раз в публикациях она называет себя по имени и отчеству, они совпадают с именем и отчеством Мусалямовой).
О предпринимательнице и ее образе жизни известно достаточно много — судя по соцсетям, она регулярно путешествует за границу с детьми и живет в загородном доме, интересуется здоровым питанием и сервировкой блюд. С помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА) мы смогли обнаружить, что раньше у нее был скромный Hyundai Solaris с непримечательными номерами.
Екатерина Мусалямова выступает руководителем и учредителем в нескольких компаниях, связанных с Маратом Латыповым. Также она, например, до 2022 года числилась соучредителем в компании «Фудмаркет», имеющей лицензию на работу общепита в ресторане «Разжигатели» на Энтузиастов, 20 в Уфе. Примечательно, что она вступила в уставный капитал в 2019 году, одновременно с Русланом Латыповым — операционным директором сети заведений «Лидер Групп» ресторатора Сергея Белкина (о нем мы рассказывали в отдельной статье).
За год до этого началось банкротство предпринимателя, предыдущим владельцем компании был другой менеджер из команды Белкина Ринат Зайнуллин. Руслан Латыпов остается соучредителем «Фудмаркета» и по сей день, ему принадлежит 92,5% компании, следует из данных «Контур.Фокуса». На момент написания материала Сергей Белкин не ответил на вопросы корреспондента UFA1.RU о сотрудничестве с Маратом Латыповым и его партнерами, направленные ему в соцсети.
Точно понять, кем именно приходится Марату Латыпову Екатерина Мусалямова (Латыпова), по открытым данным затруднительно. Однако она определенно входит в круг доверенных лиц предпринимателя, ведь вместе с ним выступает руководителем ранее упомянутого кипрского офшора Ermanier Limited, следует из кипрского реестра компаний. Этот офшор является одним из владельцев «Дортрансстроя», но не единственным.
Ближний круг
20% компании, получающей миллиарды на госзаказах в Башкирии, распределены поровну между Ermanier Limited и директором компании Дмитрием Гилимьяновым. Последний в этом году принял участие в предварительных выборах депутатов Курултая и в рамках этих праймериз рассказал немного о себе.
Итак, согласно официальной биографии, родился он 24 ноября 1985 года в городе Бирске, однако родной для себя считает Уфу, признавался бизнесмен в интервью «Вечерней Уфе». Именно здесь в 2007 году он окончил УГНТУ по направлению «экономика и управление на предприятии». В «Дортрансстрой» он пришел по окончании учебы в качестве мастера, в дальнейшем был начальником участка, заместителем генерального директора, пока не стал в 2017 году руководителем данной компании. Гилимьянов женат, у него есть трое детей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», в 2016–2017 годах он был одним из соучредителей ныне обанкротившейся компании «Промдорстрой», до того — директором латыповского «Комбината строительных материалов» и «Дорожно-строительного управления — 2» компании «Дортрансстрой». С помощью базы РСА мы смогли выяснить, что до недавнего времени Дмитрий Гилимьянов ездил на BMW 320i xDrive 2018 года выпуска, стоимость такого автомобиля на вторичке составляет около 3–3,4 миллиона рублей.
Но кому же принадлежат оставшиеся 80% «Дортрансстроя»? По данным «Контур.Фокуса», этим счастливчиком является Ильгиз Валиуллин. Судя по всему, этот человек также приближен к семье Марата Латыпова и, возможно, является его родственником. В пользу этой версии свидетельствуют несколько фактов, которые нам удалось установить.
Для начала немного биографических данных. Мы нашли в соцсетях страницу предпринимателя — в друзьях у него есть Ринат Латыпов (указавший «Дортрансстрой» в своем профиле как место работы), а в описании сказано, что ему сейчас 69 лет, он окончил мехфак Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) в 1978 году.
Судя по совпадению фамилий, он может быть супругом или родственником Фариды Максутовны Валиуллиной, вместе с которой они выступают в разных компаниях Латыпова соучредителями и руководителями, а также пересекаются, например, в «Комбинате строительных материалов». Помимо этого, оба зарегистрированы как ИП в поселке Дёма Чишминского района Башкирии.
В этом же населенном пункте, согласно архивным выпискам из Росреестра, Марат и Эльвина Латыповы вместе с Дмитрием Гилимьяновым владеют несколькими соседними дачами рядом с озером Акманай. Стоит отметить, что это место непростое, ведь здесь живут многие влиятельные люди республики и члены их семей: например, председатель Курултая Константин Толкачев, экс-депутат регионального парламента, директор «Колхозного рынка» в Уфе Айрат Сулейманов, бывший муж главы Центризбиркома региона, адвокат Сергей Макаренко и другие.
Примечательно то, что у Фариды Валиуллиной и Марата Латыпова одинаковые отчества. Она старше его на девять лет — ей сейчас 67, следует из доступных в Сети годовых отчетов ранее упомянутой компании «Уфастроймех», где она возглавляла совет директоров. Известно, что у Фариды Максутовны есть высшее образование. О том, что она может быть сестрой Марата Латыпова, говорит и публикация московской Академической школы № 1534, сделанная в рамках акции «Бессмертный полк» в мае 2021 года.
Там сказано, то полная тезка Фариды Валиуллиной с такой же датой и годом рождения — дочь Максута Латыпова, родившегося 15 июля 1926 года и прошедшего Великую Отечественную войну водителем грузовой машины, и Мадины Латыповой, родившейся 25 ноября 1930 года и работавшей в тылу в Уфе. Еще один факт, демонстрирующий близость Фариды Максутовны к владельцу «Дортрансстроя», заключается в том, что она регулярно комментирует в Instagram (деятельность соцсети запрещена в РФ) публикации Екатерины Мусалямовой (Латыповой), а та отвечает ей, ласково называя женщину «Фаридуша».
Как бы то ни было, в разное время Фарида Валиуллина выступала директором или соучредителем по меньшей мере семи компаний, связанных с Маратом Латыповым, а Ильгиз Валиуллин — пяти. Главное предприятие в бизнес-империи Латыпова и его партнеров — «Дортрансстрой» — по итогам 2022 года показало 97,4 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 8,5 миллиарда. 2021 год господрядчик закончил с чистой прибылью в 32,3 миллиона рублей при выручке в 7,5 миллиарда, 2020 год — с 60 миллионами рублей прибыли при 5,2 миллиарда выручки, а 2019 год — с 14,4 миллиона рублей прибыли при выручке в 3,64 миллиарда. Судя по всему, ставка на работу с родственниками сработала хорошо.
Марат Латыпов отметил, что его биография «не является секретом», однако воздержался от ответа на вопросы корреспондента по поводу своей семьи и бизнеса, добавив, что считает правильным «в информационном поле акцентировать внимание на деятельность компании "Дортрансстрой", ее историю и коллектив».
Читайте также нашу статью о том, на чем зарабатывают самые прибыльные компании Башкирии (вы удивитесь, но это не только нефть).