Осенью прошлого года торговая сеть «Пятёрочка» запустила уникальный для рынка проект — предложила директорам магазинов стать фактически партнерами компании. Новая корпоративная программа «Директор магазина — партнер» — это больше доверия, свободы действий и полномочий — то, что решали в офисах, теперь определяют руководители магазинов на местах. Для участников проекта это хорошая возможность перейти на следующий уровень, реализовать карьерные амбиции, повысить заработок. На сегодня в проекте 149 директоров, до конца года их станет 1000.
О проекте «Партнерский подход»
С осени прошлого года в 16 магазинах Москвы, Подмосковья, Кирова и Воронежа начали тестировать партнерский подход, при котором директора магазинов получили намного больше полномочий, чем у них было раньше. В мае проект вырос до 149 участников, а до конца года их количество увеличится до тысячи человек.
Перед ними стоит цель — действовать как партнеры компании: думать над тем, как сделать «Пятёрочку», которой они управляют, привлекательнее для гостей, выполнять финансовые показатели, разбираться, из чего складывается доход магазина. То есть быть не просто исполнителями, а погружаться в бизнес-процессы, понимать их. Для этого участники проходят обучение, получают необходимые инструменты. Если раньше, например, директор не мог решать, нужна ли его «Пятёрочке» кофемашина, то теперь может — опираясь на данные по трафику, общий портрет покупателя, место, где расположен магазин.
— Меня вдохновила принять участие в проекте возможность самой управлять процессами в магазине, видеть и анализировать свои показатели, — поделилась директор магазина — партнер из Новосибирска Алена Кандалова. — Я могу сама себе ставить реальные цели по выручке и с помощью дополнительных инструментов их достигать. Я вижу доходы и расходы магазина и понимаю, на чём мы можем сэкономить, во что стоит сейчас вложиться. Меня вдохновляет поддержка коллектива. В первый месяц проекта мы заняли 16-е место в рейтинге директоров-партнеров по стране. Этим успехом гордятся все сотрудники, проект нас очень сплотил.
В этом смысл — сократить цепочку принятия решений, дать людям на местах больше свободы. Сотрудники в офисе, которые раньше принимали большинство решений за директоров, вряд ли представляют каждого покупателя, который приходит в «Пятёрочку» в Красноярске, Мурманске или Перми, а директор в курсе всех деталей.
Что нужно, чтобы стать партнером торговой сети?
Конечно, для участия в таком проекте подходили не все руководители. Основным критерием стала мотивация и личное желание директора работать как партнер. Еще из требований — он должен быть в должности руководителя не менее полугода. Отдельно оценивалась результативность того магазина, которым управляет директор (выполнение плана по товарообороту, нормативов по потерям, текучести и комплектности персонала), а также такие навыки, как самостоятельность в принятии решений, активность, инициативность, обучаемость, аналитический склад ума.
Новые возможности
Участие в проекте дает директорам магазинов гораздо больше полномочий: они участвуют в составлении плана продаж, исходя из цели по EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации и расходов на аренду), решают, по какому графику будет работать их магазин, нужна ли охрана, каким будет ассортимент, сколько требуется сотрудников, какие маркетинговые акции запускать, устанавливать кассу самообслуживания или постоматы или нет, и так далее.
Помимо стандартной системы мотивации участники проекта — директор и коллектив — получают премию по итогам года в зависимости от финансовых результатов магазина.
— По сути, для директора эта программа — такой хороший карьерный скачок. Если раньше моя должность была фактически потолком в рамках одного магазина, то тут я стала уже партнером бизнеса. Да и для работы самого магазина это явный плюс. Программа дает возможность гораздо быстрее решать внутренние задачи, достигать больших результатов и как следствие — зарабатывать больше, — рассказала директор магазина — партнер из Екатеринбурга Анна Панфилова.