Малое и среднее предпринимательство, несмотря на прогнозы финансовых аналитиков, активно развивается в России и меняет наше представление об услугах, сервисах и продуктах. Банк для предпринимателей Точка уверен, что мир без предпринимателей точно был бы хуже. В новом проекте Точки уфимский предпринимать Виктор Эриванцев из компании Finch рассказывает, как создать новый продукт для виртуальной реальности, составить реальную конкуренцию ведущим американским и европейским производителям и дождаться реакции рынка.
– Как начинался ваш бизнес?
– Три-четыре года назад, будучи студентом Уфимского государственного авиационно-технического университета, я, можно сказать, обивал пороги в поисках заказов. Мы с однокурсниками организовали компанию Ертех, которая делала программы для беспилотных летательных аппаратов, занималась робототехникой и создавала технологии компьютерного зрения. Но уже тогда я всерьез увлекался виртуальной реальностью (VR). В конечном итоге, перепробовав массу проектов – от дизайна интерьеров до виртуальных аттракционов, прочитав море блогов ведущих европейских и американских производителей, я с командой уже новой компании Finch пришел к идее создания совершенно революционного продукта.
– Какой продукт изготавливает ваша компания и в чем его уникальность? Если он настолько хорош, собираетесь ли вы выходить на международный рынок?
– Мы разрабатываем контроллеры для очков виртуальной реальности. Это то, что позволяет человеку взаимодействовать с виртуальным миром. Преимущество нашей технологии в том, что она работает с очками виртуальной реальности на базе смартфона, не требует внешних устройств для отслеживания и дешевле, чем существующие решения для компьютера. Это уникальная разработка, непохожая на все, что существует сегодня. У нас всегда были цели работать на международный рынок, локальные проекты нам изначально были не интересны. Мы вкладываем силы, энергию, воображение в то, чтобы создать что-нибудь, и, конечно же, хотим, чтобы этим пользовалось как можно больше людей по всему миру. На сегодня наши разработки уже представлены в США, планируем выходить на китайский рынок.
– К чему были не готовы, как справлялись?
– Было множество разных проблем: от недооценки серьезности задачи до барьеров коммуникаций с международными компаниями. Основным уроком, который я и команда извлекли из этого, стало понимание, что необходимы самоорганизация, умение расставлять приоритеты и не менять их впоследствии, способность решать рабочие вопросы объективно. У нас сильная сбалансированная команда, мы быстро учимся, поэтому удалось все недостатки преодолеть.
– Что было самым сложным на старте?
– Ожидание. Мы знали, что делаем что-то очень важное. И то, что продукт пока еще не запущен на рынок, реально тормозит его развитие. Трудно ждать, пока уникальность твоего проекта подтвердится лидерами индустрии, и рынок «прочувствует» проблему. Когда ты первый, тебе никто не подскажет, куда идти. Находиться в этой ситуации непросто.
– Какой совет можете дать начинающим предпринимателям?
– Выбрать направление и постоянно двигаться. Если стоит выбор: сделать или не делать, сделай. Очень помогает вера в то, что ты делаешь правильные вещи, нужно находить мотивацию и не останавливаться.
– Была ли ситуация, когда хотелось все бросить?
– Наверное, да. Трудно сказать в текущий момент, потому что ничего не хочется бросать. Иногда устаешь или усилия не дают сразу видимого результата – тогда тяжело. Есть рецепт выхода из этой ситуации: разделить проблему на мелкие кусочки и увидеть, что именно выбивает из колеи. Тогда можно найти множество вариантов решения.
– Были ли ранее знакомы с документооборотом и отчетностью? Не пугало ли это?
– Знания были поверхностные, но достаточные, чтобы понять, что это вещь, заслуживающая внимания. Рад, что у нас в команде есть профессионалы, способные все это правильно организовать. А еще я ощущаю большое количество бюрократии и регламентов, порой тормозящих процессы разработки инновационных продуктов. Надеюсь, будет больше сервисов, способных упростить и ускорить работу предпринимателей.
Точка (входит в ФГ «Открытие») отказалась от стационарных офисов и стала первым в России полностью онлайновым банком для малого и среднего бизнеса. Сегодня Точка обслуживает 80 тысяч предпринимателей по всей стране. К их услугам мобильный и интернет-банк – лучший для бизнеса по версии аналитического агентства Markswebb на протяжении трех последних лет; круглосуточный, способный решать любые финансовые вопросы, онлайн-офис; понятный ВЭД; эквайринг; самый длинный в России операционный день – с 00:00 до 21:00 (по московскому времени).
Фото: заказчик