Каждый шестой россиянин, имеющий банковскую карту, сталкивался с попытками мошенничества в этой сфере, выяснилось в результате опроса НАФИ. Какие случаи обмана с картами наиболее часто встречаются в Башкирии и как не попасть на удочку мошенников?
«Не верю!»
Самыми рискованными операциями россияне считают оплату через Интернет на сайтах магазинов, провайдеров услуг, выяснили эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Каждый третий опрошенный не доверяет интернет-банку и не считает себя защищенным от мошенников при расчетах картой в кафе, ресторанах, на заправках и аналогичных точках. Карточные платежи в банкоматах и обычных магазинах считает опасными каждый четвертый россиянин.
По словам руководителя департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой, у потребителей есть некоторые основания не доверять безопасности проведения безналичных операций, поскольку в банках нет однозначного алгоритма действий в случае пропажи денежных средств.
«В ходе исследования мы также оценивали работу российских банков и существующий в них порядок возврата клиентам денежных средств в случае их пропажи, – уточняет она. – Сотрудники call-центров только девяти из 30 банков, принявших участие в исследовании, смогли назвать конкретный срок возврата украденных денежных средств на счет клиента, и только в 16 банках нам подробно изложили последовательность действий, которые необходимо совершить клиенту банка, пострадавшему от активности мошенников».
В целом с фактами мошенничества в 2014 году сталкивались 17% владельцев банковских карт. Чаще всего горожане получали ложные СМС о блокировке карты или с запросом о предоставлении данных карты (по 5%). Встречались и звонки с просьбой предоставить номер карты/коды доступа для разблокирования карты или отмены банковской операции. Также респонденты сталкивались с воровством денежных средств с карты после использования ее в банкомате или точке продаж, при совершении покупок в Интернете, при переводе на другую карту.
В Башкирии встречаются многие из вышеперечисленных способов обмана. По словам начальника отделения Управления уголовного розыска МВД по РБ Владислава Хаматгареева, все больше людей становятся жертвами мошенников. Растет и количество случаев обмана с использованием банковских карт. Одним из лидеров прошлого года стало мошенничество при покупке или продаже товаров через Интернет. Мошенники, представляясь покупателем товара, выпытывают у продавца данные банковской карты, после чего деньги с карты пропадают.
10 правил безопасности
Экспертный совет по защите прав потребителей при Банке России и финансовый омбудсмен Павел Медведев советуют держателям банковских карт соблюдать ряд правил, которые позволят обезопасить свою карту.
Установите лимит по карте, который позволит не рисковать слишком большой суммой.
Храните PIN-код карты так, чтобы он был под рукой, но ни в коем случае не попал в чужие руки. И уж, конечно, не держите его рядом с картой.
Старайтесь снимать деньги в отделениях банков. Там банкоматы находятся под постоянным контролем охраны и камер, а если с картой произойдет техническое недоразумение, помощь придет быстрее.
Если банкомат не возвращает карту, постарайтесь дождаться службу технической поддержки. Также и с деньгами – случается, что они застревают в банкомате. Если вы отойдете от банкомата, их может получить следующий клиент.
Запишите номер колл-центра банка, указанный на оборотной стороне карты, в мобильный телефон и, как только обнаружите, что ваша карта пропала, сразу заблокируйте ее по этому телефону.
Установите СМС-оповещение. Благодаря ему вы будете в курсе всех движений ваших денег в режиме реального времени.
Если вам прислали СМС якобы из вашего банка с каким-либо тревожным сообщением, не звоните по указанному в сообщении номеру. Звоните по номеру горячей линии вашего банка, указанный на карте или на официальном сайте банка.
Если к вашему телефону подключена услуга «Мобильный банкинг», следите за телефоном, как за банковской картой. Если вы долго не пользуетесь SIM-картой, ваш мобильный оператор может передать ее другому лицу, и это «лицо» вовсе необязательно окажется порядочным человеком.
При оплате товаров и услуг через Интернет пользуйтесь проверенными сайтами. Адрес в строке браузера должен начинаться так: https://, где s обозначает, что ваши данные будут передаваться по защищенному каналу связи.
Не пересылайте данные своей карты по электронной почте и не храните логины и пароли к своему личному кабинету в онлайн-банкинге у себя на компьютере.
Впрочем, осведомленность наших сограждан о способах защиты от мошенников растет, констатируют исследователи. Так, каждый второй знает, что PIN-код и другие пароли стоит хранить отдельно от банковской карты, а также, что нужно защищать от посторонних глаз пароль при проведении операций. 44% россиян в качестве способа защиты называют хранение карты отдельно от наличных, 32% – использование услуги СМС-информирования, 30% – отказ от передачи банковской карты и реквизитов другим лицам.