СЕЙЧАС +10°С

Кредитные привычки: пришел, увидел и купил

Владельцы кредитных карт пользуются ими в среднем один-два раза в месяц, при этом они предпочитают снимать деньги в банкоматах и тратить их на незапланированные покупки. Таковы результаты опроса, проведенного Банком Хоум Кредит, который решил выяснить основные предпочтения и привычки потребителей данного сегмента банковских услуг.

Потребители кредиток используют карту в среднем один-два раза в месяц. При этом чаще всего карта используется для совершения спонтанных незапланированных покупок (47%). На втором месте – совершение крупных запланированных покупок (43%). «Для большинства держателей карт наличные остаются самым верным инструментом совершения покупок, но в силах банков изменить эту ситуацию, предложив клиентам значительное преимущество», – считает директор по прямым продажам и маркетингу Банка Хоум Кредит Евгений Сидоров. В числе таких преимуществ, по словам эксперта, – возвращение на карту процента от совершенных покупок.

Большинство владельцев кредиток по-прежнему снимают наличные деньги в банкоматах, так, по данным банка, поступают 35% респондентов. Только лишь каждый четвертый владелец пластика пользуются картами исключительно для безналичной оплаты покупок. Половина использует оба способа. При этом, как отмечают аналитики банка, россияне готовы перейти к безналичным расчетам при наличии дополнительных преимуществ.

При этом владельцы кредитных карт – в большинстве своем достаточно активные и опытные клиенты банков, отмечают эксперты кредитной организации. За последние полгода почти половина (42%) из них пользовались кредитом наличными, а треть (32%) прибегали к услугам POS-кредитования. При этом у каждого четвертого респондента в кошельке находится не одна пластиковая карта. «Можно предположить, что сегодня на рынке примерно четверть продвинутых клиентов, которые имеют сразу несколько кредитных карт и предпочитают совершать безналичные транзакции», – говорит Евгений Сидоров.

«За последние годы все мы стали грамотнее с экономической точки зрения. И если на начальном этапе развития рынка кредиток карта рассматривалась только как возможность перехватить деньги до получки, то сейчас люди начинают пользоваться ими для оплаты товаров и услуг, получения бонусов, заемных средств и тому подобное, – говорит заместитель управляющего РОО «Уфимский» ВТБ24 Игорь Солодков. – Тем не менее сухие, статистические данные показывают, что по объему и количеству операций по оплате товаров и услуг значительно меньше, чем операций по снятию наличных денег. Неразвита инфраструктура по приему карт, культура пользования картой, мало кредитных карт. У премиальной аудитории доля розничных операций – 70–80%, по зарплатникам – всего 6%, в среднем – около 60%. Это мало, конечно, но постепенно ситуация будет меняться. В штатах примерно 90% оборота по карте – розница, но там и кредитных карт больше».

Что касается кредитной нагрузки, то, по словам Игоря Солодкова, банки самостоятельно определяют лимит пользования заемными средствами. «Дело в том, что при принятии решения о выдаче кредита мы стараемся учитывать возможности потенциального заемщика и определять максимальную долю среднемесячного дохода, которая должна приходиться на платеж, – поясняет эксперт. – Допустимый максимум долговой нагрузки у нас, например, составляет 70%. Это довольно высокий показатель среди банков».

При этом, по мнению экспертов, «перебарщивать» с суммами кредитов заемщикам не стоит. Так, по мнению аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, критичным уровнем для личного бюджета выступает отметка в 40% от совокупных месячных доходов. Дальнейшее наращивание долговой нагрузки может быть слишком опасно для заемщика.

В целом, даже несмотря на текущую закредитованность населения, эксперты прогнозируют и дальнейший рост розничного кредитования, в том числе и сегмента кредитных карт. «В 2012 году этот сегмент показал прирост в 75 процентов. В 2013 году мы прогнозируем, что это показатель составит не менее 60–65%, что в среднем на 10 процентных пунктов выше, чем у других розничных видов кредитования», – считает заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев.

Фото: Фото с сайта Businessweek.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter