Перевозчики обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами. Страховая выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 миллиона рублей, здоровью – 2 миллиона рублей, имуществу – 23 тысячи рублей. Напомним, президент подписал соответствующий закон еще в июне 2012 года. До официального старта закона осталось всего несколько месяцев. А страховщикам и ведомствами еще предстоит решить массу вопросов. На некоторые из них ответил председатель комитета НССО по страхованию ответственности перевозчиков Илья Соломатин.
– Илья Петрович, какими должны быть тарифы на новый вид страхования?
– Этот вопрос обсуждается сейчас представителями НССО, ФСФР, Минтранса, Минфина и страхового сообщества. Пока ясно, что тарифы будут зависеть от множества факторов: количества перевозимых пассажиров на том или ином виде транспорта, количества аварий и пострадавших, типа транспортного средства и т. д.
Не секрет, что транспортный парк у перевозчиков в большинстве случаев не так уж нов. Будет ли тариф зависеть от возраста транспортного средства? Как будут в тарифе учитываться параметры, влияющие на безопасность перевозок? Какой размер тарифа не будет обременительным для бизнеса? А какой минимальный тариф смогут без потерь для себя обеспечить страховщики? Основная задача НССО на текущий момент – выйти на обоснованный и статистически верный расчет, который позволит создать первоначальную отправную базу для первого, как показывает практика других обязательных видов, самого сложного года страхования.
– И сколько страховщики планируют собрать с перевозчиков?
– По сравнению с ОСАГО, прогнозируемый объем рынка у нового вида страхования невелик. По разным оценкам, он может составить от 4 до 15 миллиардов рублей. Несмотря на это, интерес к нему проявляют многие страховщики. Думаю, запуск нового закона – отличная возможность показать, что страховое сообщество способно учитывать свои прошлые ошибки и объединяться для достижения общих целей.
– Как будет осуществляться урегулирование убытков?
– В законе прописана система урегулирования убытков, которая до сих пор на нашем рынке еще не применялась. Потерпевший сможет обратиться не только к страховщику ответственности перевозчика, но и к любому другому страховщику, занимающемуся этим видом страхования. Последнее возможно в том случае, если в месте проживания потерпевшего нет представительства компании-страховщика.
Чтобы заставить эту систему работать, нам понадобится достичь плотного взаимодействия между страховщиками. Видимо, потребуется в кратчайшие сроки создать систему, в чем-то аналогичную системе прямого возмещения убытков (ПВУ) в ОСАГО. Напомню, система ПВУ запускалась и обкатывалась почти год и до сих пор имеет массу изъянов. Сейчас же столько времени у страховщиков нет. Значит, придется максимально использовать накопленный по этому вопросу опыт.
– По каким правилам должно работать профобъединение страховщиков?
– Общее мнение страховщиков – правила должны быть стандартными. Это удобно и понятно всем заинтересованным субъектам по новому закону. Предстоит также решить вопрос о единой форме полиса или некоего сертификата, который будет выдаваться застрахованным перевозчикам. Каковы должны быть условия допуска участников на новый рынок, как контролировать их платежеспособность, как обезопасить страховщиков от проблем с текущей ликвидностью из-за крупных убытков? На эти вопросы тоже предстоит сформулировать ответы до конца этого года.