Крупнейшая социальная сеть мира Facebook может стать еще ближе к людям. Собственники компании всерьез задумалась об IPO, они уже отправили заявку на проведение первого публичного размещения акций в американскую комиссию по ценным бумагам и биржам. Аналитики рассуждают о перспективах покупки акций соцсети.
Марк Цукерберг решил выставить свое детище – социальную сеть Facebook – на продажу. Из проспекта к IPO следует, что компания планирует привлечь пять миллиардов долларов в ходе первого публичного размещения акций. Но если инвесторы проявят должное внимание к подготовке IPO, эта сумма может быть увеличена вдвое, считают некоторые аналитики.
Кто из владельцев компании продаст свои акции, и на какой бирже будет происходить размещение ценных бумаг, пока не известно. Под завесой тайны остается и ценовой диапазон продажи акций популярной социальной сети. Известно лишь то, что акционеры Facebook планируют получить оценку стоимости на IPO в 75-100 миллиардов долларов. С такими организаторами размещения, как Morgan Stanley, JP Morgan, Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch и Barclays Capital, эта цель кажется вполне достижимой.
Пока первичное размещение акций Facebook остается уравнением с множеством неизвестных. Успех IPO будет зависеть от конкретных показателей (количество пользователей, прибыль компании и др. – Прим. ред.), сложившихся на момент размещения.
«Как и Яндекс, Facebook стал стандартом для отрасли и, что немаловажно, востребованной площадкой для зарабатывания денег. Сегодня реклама в поисковых и социальных сетях становится определяющим фактором развития целого ряда сервисов», – рассказал начальник управления развития клиентов компании «БКС» Алексей Бушуев. Он напомнил, что недавно прошло довольно успешное размещение компании Zynga, которая создает приложения для Facebook. «Думаю, что это был пробный шаг и для рынка, и для эмитента, – отметил эксперт. – Спрос есть. Вопрос: что будет дальше?»
Zynga – американский разработчик онлайновых игр. Компания была основана в июле 2007 года. А уже в декабре 2011 года Zynga провела первичное размещение акций на бирже NASDAQ, в ходе которого привлекла около миллиарда долларов США. Размещение, прошедшее по верхней границе объявленного диапазона, стало самым крупным для интернет-компаний после IPO компании Google.
По словам эксперта, наблюдатели справедливо отмечают самый маленький среди гигантов IT-отрасли доход на одного зарегистрированного пользователя Facebook. Но пока социальная сеть приносит доходы, интерес к ней не спадет, считает он. Добавим, что при этом актуальными остаются рыночные риски.
«Сегодня рынок переполнен деньгами. При развитии кризиса он может схлопнуться, – рассказал Алексей Бушуев. – Первыми жертвами кризиса, как правило, становятся именно новые эмитенты, в особенности компании, специализирующиеся на высоких технологиях. По IPO Facebook пока не понятна цена размещения. Риски остаются довольно высокими. Спекулятивно имеет смысл покупать в первые часы и продавать при росте».
Управляющий директор ЗАО УК «Агидель» Виктор Тунев считает, что, выбирая лучшее время для продажи, IT-компании должны ориентироваться на два основных фактора. Во-первых, им нужно избегать распродажи на рынке акций. «Сейчас американские акции показывают неплохой рост и подходят к предыдущим максимумам», – отмечает он. Во-вторых, нужно выбирать момент, когда компания оправдывает ожидания инвесторов, а именно показывает рост числа пользователей, подкрепленный ростом финансовых показателей, и ожидания дальнейшего роста подкрепляются текущими результатами.
Фото: Фото с сайта Sociable360.blogspot.com