29 ноября понедельник
СЕЙЧАС -4°С

Финансовая грамотность: «Не хочу знать все!»

Уровень финансовой грамотности россиян оставляет желать лучшего. Более трети не довольны своими знаниями в этой сфере. В чем же причина: в появлении на рынке новых услуг, за которым не поспевают наши сограждане, или в элементарном нежелании повышать свою

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Уровень финансовой грамотности россиян оставляет желать лучшего. Более трети не довольны своими знаниями в этой сфере. В чем же причина: в появлении на рынке новых услуг, за которым не поспевают наши сограждане, или в элементарном нежелании повышать свою грамотность?

Россияне стали хуже оценивать уровень своей финансовой грамотности. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований. Только пятая часть опрошенных считает, что обладает высоким уровнем финграмотности. При этом в два раза выросло количество отметивших полное отсутствие знаний и навыков в сфере пользования финансовыми услугами (15% в 2011 году против 7% в 2010-м). Тех, кто считает свои знания в сфере финансов удовлетворительными, – 44%, а неудовлетворительным – 21%.

Наиболее высоко оценивают уровень своей финансовой грамотности респонденты в возрасте от 24 до 35 лет. Среди представителей этой возрастной группы 24% считают свои знания и навыки в области пользования финансовыми услугами хорошими. Среди населения в целом таких всего 17%.

Уровень доходов и активность пользования Интернетом оказывают влияние на субъективную самооценку уровня финансовой грамотности. В частности, россиян, считающих себя финансово грамотными, значительно больше среди высокодоходных групп населения, а также среди ежедневных посетителей Сети.

Напомним, что объективные показатели уровня финансовой грамотности также снизились. Так, например, уменьшилась доля россиян, способных верно различать признаки финансовой пирамиды. Если в прошлом году 28% опрошенных правильно распознали пирамиду в организации, которая обещает 35%-й рост вложений через год, то в 2011 году – таких 23%.

«Оценки НАФИ достаточно корректные и в чем-то даже более оптимистичные, чем полагают профессиональные участники финансового рынка, – считает исполнительный директор Ассоциации кредитных организаций РБ Асхат Хуснутдинов. – Проходившая в ноябре 2011 года в Уфе Всероссийская конференция, посвященная этим вопросам, как раз и ставила одной из своих задач оценку уровня реальной финансовой грамотности. Среди мер, которые считаются первоочередными, – это наступательная, активная позиция кредитных и иных финансовых организаций в плане разъяснения правил и принципов пользования финансовыми продуктами, банковскими и другими инструментами, развенчания мифов о легкой доступности денег в финансовых пирамидах и других новоявленных финансовых организациях».

В связи с этим проходивший на днях совет АКОРБ принял решение об активизации нашей информационной и разъяснительной работы, которая, по словам Асхата Хуснутдинова, в нынешнем году «получит и новые стратегические направления и, образно говоря, «новое дыхание». «В частности, мы планируем не только значительно увеличить тиражность и ареал распространения своих изданий, но развивать такое направление, как постоянное присутствие членов совета АКОРБ со своими статьями, разъяснениями и комментариями во всех ведущих республиканских и районных СМИ Башкортостана, чтобы наши сограждане могли получать объективную информацию из первых рук и от самых авторитетных представителей финансового сектора республик», – говорит Асхат Хуснутдинов.

«Если говорить о физлицах – проблема, по моему мнению, заключается в очень большой инертности, – считает директор ООО «Уральский финансовый центр» Ринат Хилажев. – Люди не хотят тратить время на самообразование в сфере финансовой грамотности, им гораздо проще поверить устным заверениям специалистов банка о существенных условиях кредита, страховке и прочих важных нюансах, нежели кропотливо изучать науку о получении кредитов. Гораздо проще поверить устным заверениям специалиста банка, а в случае получения услуги на условиях, отличных от обещанных, – обижаться на него, на банки, на жизнь». Эксперт полагает, что для изменения ситуации должна пройти смена нескольких поколений заемщиков (уровень финграмоты будет повышен за счет горького опыта себя и своих близких). Вариантами решения проблемы является введение специальных дисциплин в учебных заведениях и обращение к профессиональным финансовым консультантам – белым кредитным брокерам.

По юрлицам ситуация такова, что руководители компаний, чаще всего технические специалисты, для решения финансовых вопросов нанимают людей. «Именно эти финансовые работники должны привлекать деньги в интересах компании, – говорит Ринат Хилажев. – Но в ряде компаний сотрудники безответственно подходят этим вопросам, занимаясь имитацией бурной деятельности». В итоге, по словам эксперта, результата либо нет совсем, тогда виноват банк, либо из-за безалаберности сотрудников финотделов привлекаются очень дорогие средства на кабальных условиях. Выходом из данной ситуации, по его мнению, станет повышение грамотности собственников бизнеса. «Им не обязательно изучать абсолютно все, достаточно разбираться в основных условиях и знать основные финансовые продукты. – считает эксперт. – Это необходимо для корректных постановок задач сотрудникам и контроля их исполнения».

Что касается малого и среднего бизнеса, то он не всегда может позволить себе финансовый отдел, поэтому тут также целесообразно обращаться к кредитным брокерам или профессиональным финансовым консультантам, которые предоставляют свои услуги на условиях аутсорсинга.

По теме (1)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Уфе? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...