Компенсационные выплаты, получаемые топ-менеджерами при увольнении, будут облагаться подоходным налогом. Новая налоговая инициатива принадлежит Министерству финансов России. Со следующего года 13% от так называемых «золотых парашютов», выплачиваемых руководителям крупных компаний при досрочном расторжении договора, будут направлены в федеральный бюджет. По мнению чиновников, подобная схема поможет восстановить социальную справедливость и обеспечит госбюджету новые вливания.
На днях Министерство финансов России вновь вернулось к вопросу налогообложения так называемых «золотых парашютов» – компенсаций, выплачиваемых российским топ-менеджерам при досрочном расторжении трудового договора. Ранее споры о взимании подоходного налога с отступных возникали еще в 2010 году – тогда в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Речь шла о том, чтобы избавить от налога только выходные пособия в размере до трех месячных зарплат увольняемых сотрудников, – с компенсаций, превышающих этот порог, получателям придется отдать 13%. Однако дальнейшего движения поправка в законопроекте об общих правилах выплат компенсаций так и не получила.
Сегодня чиновники намерены внести эту норму в один из готовых к принятию документов, что позволит поправке действовать уже с 2012 года.
Согласно нормам действующего трудового и налогового законодательств выплата выходного пособия при увольнении или досрочном расторжение трудового договора не является элементом заработной платы, поэтому не облагается подоходным налогом. Между тем размеры подобной компенсации уволенного рабочего и, например, вице-президента банка совершенно разные. Именно поэтому практика «золотых парашютов» прочно укоренилась в нашей стране – вместе с этим растет и количество трудовых споров по таким выплатам.
«Думаю, что обложение подоходным налогом выходного пособия сверх трех среднемесячных заработков (именно такой размер минимального выходного пособия напрямую указан для руководителей в статье 279 Трудового кодекса) вполне отвечает принципам социального государства и не противоречит мировой практике налогообложения, и даже напротив, укореняет ее в России, – считает адвокат по трудовым спорам Павел Андреев. – Также отмечу, что выходное пособие руководителю может выплачиваться не только денежными средствами, но и акциями, иным имуществом, предоставлением недвижимости, что также необходимо отрегулировать законодательно».
Категорически только за налогообложение подобных компенсационных выплат директор адвокатского кабинета «Налоговое право» Василий Бакулин. Ведь согласно Конституции РФ государство является социальным, соответственно, максимально должны быть ликвидированы разрывы в социальном положении людей.
Как правило, когда мы говорим о «золотых парашютах», речь идет о миллионах рублей. Примечательно, что по итогам прошлого года оклады российских топ-менеджеров крупных компаний в среднем выросли на шесть процентов. При этом рост зарплат в нашей стране оказывается намного выше, чем в среднем по Европе. Некоторые крупные отечественные компании ранее объявляли о повышении заработных плат управленцам. Также все отечественные топ-менеджеры в России получают бонусы, которые гораздо выше, чем у европейских коллег.
«Думаю, что особого влияния с точки зрения налоговой нагрузки на предприятия инициатива минфина не окажет, – говорит член Общественной палаты Владимир Брижанин. – Компании сколько платили, столько и будут платить. Другое дело, что уволенные сотрудники могут потребовать увеличить сумму компенсации на размер взимаемого налога, либо им придется получить на руки меньшую компенсацию». Впрочем, по словам Владимира Брижанина, 13% подоходного налога не настолько существенная сумма в масштабах тех выплат, что получают топ-менеджеры.
Между тем некоторые эксперты отмечают, что особых вливаний федеральный бюджет может и не почувствовать – увольнение крупного управленца случается не так часто, да и «золотые парашюты» составляют не большую часть от общего фонда оплаты труда.
Управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов полагает, что данная инициатива Минфина носит популистский характер, ее реализация существенного влияния на экономику страны не окажет. «Выплаты занимают незначительное место в экономике страны, общий эффект от реализации данной меры близок к нулю», – считает Сергей Александрович. По словам эксперта, корпорации, в случае вступления законодательных поправок в силу, адаптируют компенсационные выплаты таким образом, чтобы конечные получатели не платили слишком большие налоги.
Некоторые аналитики и вовсе считают – новую схему постараются обойти с помощью серых зарплат или сокрытием компенсационных выплат под видом других платежей.