Население Башкирии стало чаще жаловаться на банки. Управление Роспотребнадзора по РБ огласило итоги работы за минувшее полугодие по обращениям граждан, связанным с кредитованием.
Если за январь-июнь этого года уже поступило 104 письменных обращения в отношении кредитных организаций, предоставляющих финансовые услуги, то в 2010 году их насчитывалось всего 153, а в 2009 году и того меньше – 50. За полугодие Управлением проведено восемь мероприятий по надзору в отношении банков.
Так, ОАО АКБ «Росбанк» оштрафовано на 10 000 рублей. В кредитный договор были включены условия, ущемляющие права потребителей.
Далее, по обращению некоего гражданина с претензией к ОАО «Сбербанк России» о включении в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации, была проведена внеплановая документарная проверка. Факты, изложенные в обращении, подтвердились, указали в Роспотребнадзоре. Кредитная организация оштрафована на 15 000 рублей. «Ввиду недостаточной финансовой грамотности гражданин становится невольным заложником банка, так как не обладает специальными познаниями в банковской сфере и не получает всего объема достоверной, понимаемой информации, которая в наглядной и доступной форме позволила бы ему сделать выбор в пользу способа получения денежных средств», – отметили в Управлении Роспотребнадзора по РБ.
По словам председателя совета Межрегиональной общественной организации «Союз потребителей финансовых услуг» («Финпотребсоюз») Игоря Костикова, сегодня количество нарушений больше всего наблюдается в страховом секторе, банковский сектор находится на втором месте по жалобам. «В России основная масса потребителей – это клиенты банковских и страховых компаний. К сожалению, фондовый рынок сегодня представлен очень небольшим количеством участников – физических лиц», – отмечает эксперт.
Одним из распространенных нарушений со стороны банков, с точки зрения анализа обращений, является неполное раскрытие стоимости кредита. «Кредитный договор должен содержать полную стоимость кредита, все условия, определяющие полную стоимость кредита для заемщика, а также условия, влияющие на нее, при этом все эти условия в тексте договора должны быть выполнены шрифтом одинакового размера», – уверен президент Ассоциации региональных банков «Россия», депутат Анатолий Аксаков. Шрифт должен соответствовать действующим требованиям раздела третьего санитарных правил и нормативов.
Сейчас, по мнению главы ассоциации «Россия», по кредитному договору не видна полная стоимость кредита. «Банки указывают эффективную процентную ставку и график платежей. Из них нельзя понять, во сколько обходится кредит», – пояснил Анатолий Аксаков. Принятие соответствующего законопроекта, по его мнению, позволит существенно уменьшить количество случаев, когда заемщики попадают в неприятные и сложные ситуации из-за того, что не смогли сразу разобраться в условиях кредитного договора или не смогли точно оценить объемы предстоящих платежей по кредиту.
Председатель Башкирского отделения по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг «Союз потребителей финансовых услуг» Елена Ситдикова также отмечает, что, даже если потенциальный клиент банка и вчитывается в договор, то, как правило, не понимает всей терминологии. Эксперт рекомендует внимательно изучать договор кредитования, прочитывать то, что написано и мелким шрифтом. «Не нужно спешить подписывать документ, лучше проконсультироваться у специалистов, можно прийти к нам за разъяснениями. К сожалению, лишь единицы обращаются за профессиональной консультацией», – говорит Елена Ситдикова.
Проводя мониторинг поступивших обращений в Управление Роспотребнадзора по РБ, специалисты отмечают, что большинство вопросов связано с образовавшейся задолженностью в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками, а также не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте.
Сегодня реструктуризация долгов заемщиков, проводимая кредитными организациями, является сугубо добровольной акцией. «Сейчас нет закона, который бы способствовал обязательной реструктуризации банками долга. Какие-то ключевые вопросы мог бы разрешить закон о банкротстве физлиц», – говорит специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия Тараканова. В настоящих условиях банк не пойдет на реструктуризацию без веских причин.
«Клиент может рассчитывать на реструктуризацию долга по кредитной карте так же, как и другим кредитам. Только предлагать это банку необходимо до момента возникновения просроченного обязательства, а не после. Банк может отказаться от уступок в виде реструктуризации, если сочтет это бесперспективным по разным причинам, к примеру, учитывая финансовое состояние заемщика», – комментирует начальник юридического управления АФ Банка Георгий Могилевский.
Таким образом, в настоящее время аргументировать клиенту то, что он нуждается в помощи, не так просто. Клиент, прежде всего, должен представить вескую доказательную базу того, что он оказался в тяжелой ситуации, связанной с финансовым положением из-за потери работы или ухудшения состояния здоровья. Доказательная база, как правило, связана с бумажной волокитой.
Фото: Фото с сайта Figa.pl