17 января понедельник
СЕЙЧАС -8°С

Ох уж этот «забавный» налог

Ввести в Башкирии налог на религию на днях предложил председатель центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. То ли в шутку, то ли всерьез верховный муфтий заявил, что каждый месяц все жители республики могли бы, независимо от их

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Ввести в Башкирии налог на религию на дняхпредложил председатель центрального духовного управления мусульман РоссииТалгат Таджуддин. То ли в шутку, то ли всерьез верховный муфтий заявил, что каждыймесяц все жители республики могли бы, независимо от их вероисповедания,отчислять небольшую сумму денег в общий фонд.

В свою очередь, на эти собранные средства можнобыло бы возводить в республике религиозные храмы всех конфессий.

Отметим, что это далеко не первая инициатива по введениюподобного налога в России. В октябре 2000 года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин уже предлагалввести «церковный» налог. В декабре 2000 года депутат Сергей Глазьев выступал с инициативой о предоставлениеЦеркви государственных субсидий для реализации проектов в области церковнойблаготворительности, заявив, что Церкви нужно предоставить тот же статус, что иучреждениям здравоохранения и образования.

В 2001 году эта тема очень активно обсуждалась. МитрополитСмоленский и Калининградский Кирилл заявил в тот год, что выступает за то,чтобы часть подоходного налога каждого россиянина перечислялась религиозныморганизациям. Он также отмечал, что социальные программы Церкви в некоторыхевропейских странах, таких как Италия (89% итальянцев платят церковный налог),Германия, Польша, возможны именно благодаря таким отчислениям.

Действительно, в большинстве европейских странсуществует официальный церковный налог (из сборов которого государство платитзарплату священникам), при этом этот налог колеблется от 1% до 10% доходовгражданина.

В отношениях европейских церквей с государствами вообщенаблюдается впечатляющее разнообразие – от французского, идущего еще с эпохиПросвещения принципа отделенности церкви от государства, до щедрого церковногоналога, принятого в Германии.

Этот налог вычитается из государственной налоговойбазы, но собирает его государство в пользу лютеранской и католической церквей.Некоторые земли, например Бавария, платят жалованье священникам и дьяконампрямо из госказны. Церковь же платит комиссию государству за его услугиналогового агента (комиссия эта составляет 3-4% от собранной суммы; самиверующие отдают церкви примерно 9% от суммы начисленного подоходного налога,или 3% от совокупного дохода). Чтобы не платить церковный налог, нужно в форме,заполняемой при найме на работу, не указывать вероисповедание. А чтобыперестать платить, нужно написать заявление о выходе из числа членов церкви.Это лишает человека права участвовать в таинствах.

В том или ином виде церковный налог собираетсятакже в Италии и Испании, хотя в обеих странах его уплата носит добровольныйхарактер. Испанцы, среди которых католики составляют 99%, могут направлятьпримерно 0,5% от общей суммы выплачиваемого налога непосредственно церкви илина правительственные благотворительные программы. По данным газеты NationalCatholic Reporter, менее половины испанских налогоплательщиков делают выбор впользу церкви. В Италии существует аналогичная система, только сумма равняется0,8% от общей суммы налогов. Почти 89% итальянцев предпочитают направить этисредства в церковь.

В мусульманских странах существует установленный всоответствии с мусульманскими нормами «закят» – налог, равный 2,5% доходовмусульманина, который идет на нужды исламской религии. Закят – налог в пользумалоимущих мусульман, как бы «очищает» пользование богатством, с которого онуплачен. Этот налог собирает государство и передает его мечетям.

В США отношения между церковью и государствомопределяются Первой поправкой к Конституции, которая фактически отделяетцерковь от государства. Однако любой американец имеет право пожертвоватькакую-то сумму церкви или церковной организации, а затем обратиться в налоговуюинспекцию (IRS) и вычесть эту сумму из налогооблагаемого дохода. Единственноеограничение в этом случае – средства должны идти на благотворительные цели.

Возможно ли введение подобного налога в российскойдействительности?

По мнению директора адвокатского кабинета«Налоговое право» Василия Бакулина, в России возможно все. «Сегоднявносятся пугающие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации чуть ли неежедневно», – говорит Василий Бакулин. В республике налог на религию не можетбыть введен категорически, так как в настоящий момент в Налоговом кодексесуществует часть первая, которая определяет закрытый перечень сборов. «Довнесения изменений в НК РФ говорить о введении налога преждевременно», –считает Василий Бакулин.

По словам Талгата Таджуддина, налог должны платитьвсе, ведь верующие посещают храмы, а неверующие любуются их красотами из оконтранспорта. Василий Бакулин полагает, что вводить налог на религию в Башкириине только противозаконно, но и безнравственно: «Слишком много других, гораздо более важных нерешенных проблем в области социальной политики, медицины, образования и так далее».

Отметим, что в 2001 году официальные ведомствавыступали против введения церковного налога, напомнив, что в России Церковьотделена от государства, и налоги собираются для содержания всех граждан. 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...