Роспотребнадзор завалили жалобами на работу банкиров. Количество обращений от заемщиков, решивших «разобраться» с кредитными организациями, за последние шесть месяцев увеличилось втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой всплеск активности граждан специалисты Роспотребнадзора связывают с повышением финансовой грамотности населения, а сами банкиры – с активизацией потребительского кредитования.
В понедельник Роспотребнадзор обнародовал статистику жалоб от граждан, связанных с деятельностью банков и других финансовых организаций. Выяснилось, что количество обращений «обиженных» заемщиков значительно выросло. В территориальные органы федерального ведомства за этот период поступило в 3,6 раза больше обращений граждан с жалобами на банки, чем в 2009 году.
Как следствие выросло и количество внеплановых проверок банков специалистами Роспотребнадзора. Только за первое полугодие 2010 их провели 276 раз, что уже больше, чем за весь прошлый кризисный год.
Число административных расследований выросло в 1,4 раза – до 371. При этом если за весь 2009 год к административной ответственности было привлечено 326 лиц, то в первом полугодии 2010 года – уже 299.
Большинство жалоб граждан связано с кредитами. Заемщики выступают против штрафных санкций, пеней, повышения в одностороннем порядке процентных ставок. Кстати, по одному из таких разбирательств Роспотребнадзору пришлось ставить точку уже в Высшем арбитражном суде. В марте под давлением Организации зашиты прав потребителей ВАС признал незаконным одностороннее повышение банками ставок по потребительским кредитам, а также введение обязательств заемщика по оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета.
Чуть ранее ведомством была проведена проверка организации по жалобе одного из заемщиков, и были выявлены нарушения в кредитном договоре прав потребителя. В частности, банком навязывалась комиссия по ведению ссудного счета, которая не была включена в ежемесячный взнос по кредиту. Также в договоре присутствовал пункт, позволяющий организации поднимать процентную ставку в одностороннем порядке.
Как считают в самом Роспотребнадзоре, во многом всплеск обращений граждан в их организацию связан с повышением их финансовой грамотности или желанием улучшить ее. Люди хотят самостоятельно разобраться во всех тонкостях кредитного договора. Знать свои права и обязанности, а если возникают трудности, обращаются в организацию, защищающую права потребителей.
По мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, ситуация с жалобами связана не с прорвавшимся потоком нарушений со стороны кредитных организаций, а с активизацией потребкредитования и вообще банковской системы. «Всё-таки это статистика Роспотребнадзора, к которой можно относиться по-разному. Многократное увеличение обращений в организацию несколько утрировано, потому что жалобы, конечно, говорят и о повышении деловой активности. Год назад рынок фактически замер, объем потребительского кредитования резко упал, фактически банки к минимуму свели обслуживание физических лиц».
Аналитик ИК «Капитал Инвест» Михаил Решетов полагает, что ситуация с нарушениями прав потребителей в банковской отрасли, напротив, выправилась. «Самих банкиров сейчас трудно в чем-то обвинить. За ними следит и ФАС, и Роспотребнадзор. Теперь им приходится заискивать с заемщиками гораздо больше, чем раньше. Иначе их ждут большие штрафы и потеря репутации».