Прошедшая неделя стала временем напряженных ожиданий и очень умеренных объемов торгов на рынке. Кто-то склонен увязывать низкую активность с аномально высокой температурой воздуха или чемпионатом мира по футболу, но мы полагаем, что крупные игроки просто желали получить и хорошенько обдумать сигналы с многочисленных проходивших мероприятий.
Заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США не изменило ставки и не произвело особенного впечатления на рынки. Одним из важнейших событий недели стали шаги Пекина по ослаблению привязки юаня к доллару, которое было провозглашено в предыдущие выходные. В понедельник Центробанк Китая позволил юаню укрепиться на 0,42%. Правда, уже во вторник примерно половина этого движения была отыграна в обратную сторону. За неделю юань укрепился к доллару на 0,53%. (До этого в течение двух лет курс юаня был привязан к доллару на уровне 6,83 юаня.) Рынки расценивают указанные события как начало длительного процесса по ослаблению привязки юаня к доллару и в отдаленном будущем превращение его в свободно конвертируемую валюту. Укрепление юаня позволит немного сбалансировать внешнюю торговлю США и сделает более привлекательным для импорта бездонный китайский рынок. Это могло бы стать хорошим драйвером для оживления мировой экономики. Каким будет движение юаня, сказать достаточно сложно, но основное направление нажима США по ревальвации юаня нейтрализовано, и G-20 не могут назвать Китай валютным манипулятором.
С начала недели указанные новости по юаню вдохновили рынки на покупки. На нашем рынке образовался большой геп вверх. Однако дальнейшие дни стали чередой нерешительных торговых сессий с медленным сползанием рынка. В результате образовавшийся геп был надежно закрыт колебательным сползанием рынка на низких объемах. А в последний день недели снижение стало более выразительным.
Но вот от подготовки к заседаниям двадцатки фон складывался скорее негативным. Европа колеблется в выборе линии поведения. Хотя программа стимулирования, которая заканчивалась 1 июля, формально была продлена еще на три месяца, но Германия продолжает настаивать на сокращении бюджетных дефицитов европейских стран. США очень против такого подхода, уверяя, что это прямой путь к дефляции. Барак Обама в канун заседания двадцатки в письме к руководителям стран, особенно странам с профицитом бюджета, призвал активнее поддерживать внутренний спрос. А Сорос просто призвал Германию покинуть Еврозону, если она не собирается следовать стратегии поддержания роста. Пол Кругман пугал Германию повторением сценариев тридцатых годов, реализовывавшихся в США. Министр финансов США Тимоти Гайтнер выразился в том духе, что Европа и США «идут разными дорогами и с разной скоростью» в преодолении существующих проблем. Возможно, что и Европе, как и Китаю, было бы полезно сделать символические жесты навстречу пожеланиям США. Однако в итоговое коммюнике G-20 не смогли вставить единой позиции по динамике сворачивания антикризисных программ. В коммюнике содержится фраза о том, что финансовые институты должны нести бремя затрат, которые правительства потратили на их спасение или улучшение ситуации, но способы возложения такого бремени могут быть различными. Двадцатка не смогла прийти к общему мнению в отношении налога на банковскую деятельность. Данную меру поддерживают США, Франция, Германия, тогда как Япония, Индия, Китай, Россия и Канада выступают против дополнительной нагрузки . G20 допускает введение налога на банки в отдельных странах в соответствии с решениями национальных правительств. (Кто в лес, кто по дрова.)
Договоренности G20 получились в каком-то смысле второстепенными:
унифицировать финансовую отчетность в 2011 г.;
сократить дефицит бюджета в развитых странах – членах G20 к 2013 г.;
развивающиеся страны должны будут увеличивать внутренний спрос;
наметить системные реформы в экономиках – от пенсионной сферы до снижения барьеров и налогов для бизнеса;
учредить рабочую группу по выработке мер по борьбе с коррупцией.
Наступающая неделя должна будет постепенно выбрать линию поведения, соответствующую некоторой равнодействующей. Эту равнодействующую найти будет непросто – разброс подходов разных стран довольно широк. По итогам восьмерки и двадцатки нужно было бы продемонстрировать рынкам как раз некоторое единство подходов (пусть даже если в реальности их нет – верят не тем, кто не врет, а тем, кто врет уверенно). Реально откладывать решение принципиальных вопросов сложно – середина наступающей недели будет встречать начало трудного второго полугодия. Основное волнение ближайших дней будет вращаться вокруг завершения программы стимулирования ЕЦБ и пика платежей по долгам Испании (23 июля) и ряда других стран Европы. С другой стороны, в принятии важных решений гораздо важнее не скорость и единодушие, но его оптимальность. (Ибо хромой, ковыляющий по верной дороге, обгоняет всадника, скачущего не туда.) Поэтому единодушие должно будет демонстрироваться хотя бы по второстепенным и не самым острым вопросам. Либо из-за сомнений и неясностей вожди будут проявлять половинчатость, как это намечается по поводу продления еще на три месяца европейской программы стимулирования.
Принципиальным моментом будет и то, как завершится в США подготовка закона о финансовой реформе. Команда Обамы готовится праздновать локальную победу. Основные положения реформы банковского регулирования в США могут быть приняты уже на текущей неделе. Среди них можно выделить:
суммарный налог на банки и финансовые компании будет составлять до 19 млрд долларов. Это необременительная сумма – пугаться нечего;
финансовые организации, которые продают ипотечные бумаги, обязаны сохранить до 5% капитала от кредитного риска. Ужесточаются требования по выдаче ипотечных и прочих кредитов;
банкам будет разрешено заниматься трейдингом и инвестировать деньги в рискованные активы в пределах лимита в 3% от собственного капитала + кредиты ЦБ (однако рискованные операции банки по-прежнему смогут проводить через дочерние компании);
банкам запрещено использовать сложные производные инструменты в спекулятивных целях, в том числе продажи без покрытия (кроме обоснованных случаев хеджирования рисков с процентными, валютными свопами);
выборочный аудит ФРС со стороны конгресса. Это очень интересно.
На наступающей неделе ведущие страны, включая Германию, США, Японию, ЕС, сообщат данные о безработице за последний месяц, и это будет влиять на формирование новых трендов.
Основные тренды мировых финансов вновь заслоняют теряющий свою колоритность корпоративный фон. Завершающие дни июня дадут последний аккорд собраний акционеров. На наступающей неделе собрания акционеров проведут МГТС, ВТБ-24, «Ситроникс», Дальсвязь, «Норильский Никель», Русснефть, «Комстар – ОТС», Полиметалл, ФСК ЕЭС, ОГК-1, «Мечел». Это уже существенно пожиже плотного вала собраний акционеров, пик которого пришелся на прошедшую неделю. А с началом нового полугодия резко снизится поток корпоративных новостей.
Июль и жара зовут на природу, на отдых. Но, вероятно, отдых может стать слишком дорогим удовольствием для участников рынка. Несмотря на оптимистичное начало недели движение рынка по направлению к уровням 1300 пунктов по индексу ММВБ все еще не снято с повестки дня.
Николай ПОДЛЕВСКИХ, начальник аналитического отдела ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»