За последние полгода позиции банков с точки зрения их известности и узнаваемости населением практически не изменились. По-прежнему самым известным для наших сограждан банком является Cбербанк. Его смогли вспомнить 84% россиян и узнали в списке других банков 99% опрошенных. Узнаваемость и известность Сбербанка стабильна, что вполне закономерно. Такие данные представило Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) и опубликовало рейтинги известности банков (спонтанное знание), узнаваемости банков (знание с подсказкой). Опрос проводился в октябре 2008 г., апреле и октябре 2009 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Второе место в настоящее время как по узнаваемости, так и по известности в глазах населения, занимает ВТБ 24 (его узнали в списке других банков 68% респондентов и смогли вспомнить 23%). С апреля по октябрь этого года узнаваемость ВТБ 24 немного подросла (с 63% до 68%), что позволило ему опередить Банк Русский Стандарт, который полгода назад был на втором месте по узнаваемости (то есть знанию с подсказкой).
Третье место в обоих рейтингах фактически делят между собой Банк Русский Стандарт и Альфа-банк (соответственно 62% и 60% по узнаваемости, а по известности – 13% и 12%). При этом если позиции Альфа-банка по сравнению с апрелем текущего года практически не изменились, то Банка Русский Стандарт – немного снизились, особенно в части известности (с 17% в апреле до 13% в октябре).
В пятерку банков-лидеров по известности вошли также Росбанк (его назвали 9% респондентов) и Уралсиббанк (7% опрошенных), а по узнаваемости – Газпромбанк (53%) и Уралсиб (44%).
24 % опрошенных респондентов самым узнаваемым назвали Промсвязьбанк.
Заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Уфимского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Равиль Аглямов считает, что данная оценка, конечно, неоднозначная. «К тому же известность известности рознь – по мне, лучше один довольный клиент, чем 10 недовольных. Учитывая, что скандальные новости распространяются молниеносно, сопоставлять известность и надежность я бы точно не стал. На региональном рынке в настоящее время идет планомерная наработка лояльной клиентской базы. Располагая всеми преимуществами универсального банка федерального масштаба, предлагаем клиентам полный спектр услуг, включая кредитование, депозитные продукты, пластиковые карты и дистанционное банковское обслуживание».
Узнаваемость банка, конечно, имеет большое значение, тем более что в основном узнаваемы больше всего госбанки, а вот какова лояльность к банку, то это, скорее, отражает общее настроение клиентов, отмечают эксперты. «Я из тех практичных людей, которые, в первую очередь, будут определять банк по надежности, точнее, искать несколько банков по надежности, второй критерий – это доступность предоставляемых услуг и сервисов, и уже в последнюю очередь будут играть рекламные лозунги – сюда можно отнести и узнаваемость, раскрученность. Хотя крупные банки и так самые узнаваемые, но есть и исключения, берем большие рекламные мероприятия и продвижения во всех СМИ, получается – даже маленькому региональному банку можно раскрутиться очень сильно, он будет узнаваем, известен (как и было с несколькими нашими региональными банками) – а толку-то что? Если он слабый и ненадежный, соответственно, пользование его услугами рискованно», – говорит директор представительства ИФК «Солид» в Уфе Михаил Титов.
Директор Академии модельного бизнеса Елена Лукманова предпочитала год назад «Абсолют Банк», тогда она сказала, что обращает внимание не только на имя банка, но и на цвет бренда. «Я личность творческая. Я люблю оранжевый цвет – это Новый год, праздник, апельсин. Для меня это притягательно», – отмечала Елена Лукманова. Теперь ей больше импонирует региональный АФ Банк: «Мне очень нравится этот банк, там очень внимательное отношение к клиенту, вне зависимости от расположения отделений. Уведомляют обо всех операциях через смс-информирование, абсолютно бесплатно. Являюсь пользователем VIP-карты http://102banka.ru/tech/246576.html, очень довольна».
Сегодня потенциальному пользователю банковских услуг важно внимательное отношение к клиенту, по этому принципу Елена Глебовна и выбирает банк.
Согласно рейтингам НАФИ, «Абсолют Банк» узнаваем 13% опрошенных.
В целом, как отмечают исследователи из НАФИ, обеспеченные люди характеризуются не только более высоким уровнем знания банковских брендов, но и большей лояльностью к ним и, как показывают прошлые исследования НАФИ, более активным использованием финансовых услуг.