Способно ли наличие страховки от безработицы заставить россиян брать экспресс-кредиты? Торговая сеть «Эльдорадо» и банк «Хоум Кредит» решили доказать, что способно. Партнеры начали страховать финансовые риски заемщиков, связанные с потерей работы. Эксперты неоднозначно оценили шансы акции на успех и рекомендовали потребителям, решившимся на кредитную покупку, тщательно изучать договор перед подписанием.
Торговая сеть «Эльдорадо» и банк «Хоум Кредит» объявили о запуске спецакции для клиентов – «Страхование финансовых рисков заемщиков, связанных с потерей работы».
Теперь по ряду потребительских кредитных программ банка покупатели смогут оформить бесплатную страховку от потери работы. В случае увольнения страховая компания оплатит кредит за страхователя.
Стоимость страховки компенсируется покупателю магазином в виде скидки со стоимости товара и автоматически включается в стоимость товара, приобретенного в кредит. Услуги страхования предлагаются компанией «СК СтэнсИнвест». Страховым случаем будет считаться расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации организации или сокращения численности работников. Возмещение устанавливается в размере 130% от аннуитетного платежа и выплачивается страховщиком банку ежемесячно, при подтверждении отсутствия занятости на даты ежемесячных платежей.
На акцию партнеры решились не от хорошей жизни. До кризиса кредитные продажи в «Эльдорадо» составляли 27%. Из-за снижения платежеспособности потребителей и ужесточения кредитной политики банков продажи рухнули: сейчас среднемесячный показатель кредитных продаж равен 18%. В торговой сети полагают, что в ходе акции выиграют все: покупателям станет легче в условиях кризиса принимать решение о приобретении бытовой техники, а кредитные продажи вырастут.
«Боязнь потерять работу является одним из факторов снижения кредитных продаж на рынке. Мы рассчитываем, что это предложение снимет психологический барьер у части наших покупателей. Данная акция является пилотной, и по ее итогам может быть принято решение о продолжении программы. В период акции мы надеемся, что уровень кредитных продаж поднимется на 20%», – говорит гендиректор сети «Эльдорадо» Игорь Немченко.
Директор по прямым продажам и маркетингу банка «Хоум Кредит» Игор Пржеровски назвал новый продукт уникальным, а среди основных достоинств выделил устранение элемента неопределенности и помощь заемщику при неблагоприятной ситуации.
По данным регулярного исследования «ГфК-Русь» по пользованию банковскими услугами среди населения, до кризиса экспресс-кредиты в местах продаж были популярны среди молодых семей с маленькими детьми: они составляли около трети пользователей данной услугой. При этом более 50% из числа бравших экспресс-кредиты в местах продаж, относили себя к категории населения, у которой «денег хватает только на покупку еды и одежды, но покупка телевизора или стиральной машины является серьезной проблемой».
«Понятно, что угроза потери работы главой семьи кардинальным образом влияет на покупательское поведение этой категории потребителей, – говорит старший консультант «ГфК-Русь» Петр Залесский. -–Оценивая перспективу новой услуги банка и торговой сети, нужно принимать во внимание, что для заемщиков при выборе кредита в первую очередь важны размеры процентной ставки, а также комиссий, взимаемых банком. Поэтому успех акции возможен только в сочетании с другими мерами, обеспечивающими доступность банковского продукта для нуждающихся в нем».
Примечательно, что партнеры продумали и возможные риски. Срок страхования равен сроку кредита, однако договор предусматривает так называемый срок ожидания. Если увольнение произошло в течение 60 дней после вступления договора в силу, оно не будет считаться страховым случаем. Что касается выплат страхового возмещения, то они начинаются спустя 60 дней после расторжения трудового договора.
Организаторы акции отмечают, что клиент получает по сути уникальные условия, когда,в случае увольнения, страховой выплаты хватит и на оплату НДФЛ, и на погашение очередного платежа по кредиту. Аналитики, в свою очередь, отнеслись к совместному продукту скептически: все слишком хорошо, чтобы быть правдой.
«Магазин, банк и страховая компания в результате должны остаться с прибылью, – считает начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. – Покупатель в любом случае заплатит за страховку, пусть этот платеж и будет скрыт в стоимости товара».
«Подобную инициативу, скорее, стоит отнести к разряду маркетинговых ходов. Предложение, конечно, может привести к некоторому увеличению спроса, но вряд ли в текущей ситуации станет причиной существенного роста числа покупок в кредит, – полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Стоит обратить внимание на то, что фактически страховка не будет для потребителя бесплатной. Кроме того, как правило, в случае сокращения штата российские работодатели предпочитают всеми возможными способами уволить работника с формулировкой «по собственному желанию», чтобы не нести дополнительной нагрузки».