В Государственной думе депутаты в первом чтении рассмотрели проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 35 ФЗ "О защите конкуренции"». Сейчас закон написан так, что финансовый сектор должен уведомлять антимонопольную службу (ФАС) о каждом своем шаге, даже если он никакого отношения к конкуренции не имеет. Как выяснилось, такое положение не устраивает не только банки и страховщиков, но и саму антимонопольную службу.
Поправки касаются обязанностей финансовых организаций уведомлять антимонопольный орган о заключенных соглашениях. Действующая редакция закона «О защите конкуренции» не позволяет финансовым организациям единообразно толковать закон и исполнять обязанность по направлению уведомлений о достигнутых соглашениях в антимонопольный орган, сообщает пресс-служба ФАС России.
Новая редакция нормы закона уточняет категорию соглашений, о заключении которых финансовые организации обязаны уведомить антимонопольный орган, а также расширяет перечень соглашений, уведомление о заключении которых направлять в антимонопольный орган не требуется.
В частности, законопроектом логично исключены из обязательного уведомительного порядка соглашения финансовых организаций о расторжении или продлении срока действия ранее достигнутых соглашений, соглашения об изменении ранее достигнутых соглашений, соглашения о ранее достигнутых соглашениях, не предусматривающих изменение существенных условий.
Кроме того, освобождаются от уведомлений сделки между финансовыми организациями-конкурентами, но при условии, что заключение договора между ними не связано с предоставлением услуг третьим лицам. Примером может служить привлечение кредита банком в другой кредитной организации.
Законопроект также освобождает от обязанности уведомлять антимонопольный орган о соглашениях между финансовыми организациями, не являющимися конкурентами, в случае если стоимость активов каждой финансовой организации не превышает величину, установленную правительством Российской Федерации.
Например, таким соглашением может быть договор между ломбардом и страховой компанией. Из перечня сделок, подлежащих уведомлению в ФАС, исключены также соглашения о предоставлении услуг нефинансовому сектору. Также в новой редакции закреплено, что финансовые организации должны направлять в антимонопольный орган уведомления только о письменных соглашениях.
Интересно, что и банковский сектор, и сама Федеральная антимонопольная служба встретила этот законопроект с воодушевлением.
«Этот закон мы тоже ждем. Действительно, сейчас финансовые организации уведомляют антимонопольную службу обо всех своих действиях, даже если они не имеют отношения к конкуренции», – представитель пресс-службы ФАС.
Такую точку зрения подтвердил и начальник юридического управления АФ Банка Георгий Могилевский. По его словам, «банки должны оповещать антимонопольную службу о всех соглашениях – со страховщиками, кредитными организациями, даже в вопросах предоставления кредитов. Например, банк должен предоставлять информацию в антимонопольные органы в случаях, когда заключает соглашения с предприятиями о предоставлении кредитов их сотрудникам или обычный договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Если поправки изменят ситуацию, то это значительно упростит работу юридической службы банка. Ни банки, ни ФАС не должны разбираться в вопросах, напрямую не касающихся вопросов конкуренции».
«Насколько мы понимаем, ФАС считает, что закон не должен распространяться на тарифные соглашения страховщиков и банков, и во втором чтении она может предложить свои поправки», – предположили эксперты. По мнению директора уфимского филиала «Городского ипотечного банка» Ольги Садыковой, именно упрощение процедуры соглашений банка со страховщиками имело бы большой положительный эффект: «Реализация принципа свободной рыночной конкуренции – дело хорошее. Однако в любом случае не должно сводить на нет вопрос рисков, связанных с покрытием убытков при наступлении страхового события в период кредита. А это срок до 25-30 лет. Таким образом, финансовая устойчивость страховой компании, перестрахование рисков, возможность покрывать максимальное и при этом оптимальное, в том числе для самого клиента, количество рисков – одни из важных показателей надежности услуги для клиента и банка. Поэтому аккредитация страховых компаний при работе в рамках так называемого кредитного страхования – важный элемент стабильности самого рынка и гарантия максимальной защиты интересов самого клиента-заемщика. Конкуренция достойных в рамках четких правовых норм и в целях защиты интересов клиента и минимизации его рисков – вот еще один важный тезис».
С момента вступления закона «О защите конкуренции» количество соглашений, о которых надо сообщать в ФАС, превысило несколько тысяч, указывают эксперты. Следовательно, законодательные поправки могут привести к уменьшению издержек организаций на оповещение антимонопольной службы и, соответственно, повлиять в перспективе на снижение ставок непосредственно клиентам банков.
Не секрет, что отправка уведомлений в ФАС сейчас связана с временными и денежными затратами. «Расходы банков на отправку уведомлений обходятся почтовыми расходами, безусловно, затрачиваются и трудовые ресурсы», – поясняет Георгий Могилевский.
По всей видимости, специалисты ФАС, принимая участие в работе над проектом изменений закона «О защите конкуренции», постарались разгрузить как себя самих, так и финансовый сектор.