В Уфе в прошлые выходные поднялись цены на бензин. Причем сразу на 5,24%. Если самый «ходовой» бензин АИ-92 стоил 21 руб., то сейчас он вырос до 22,1 руб. АИ-95 стоит сейчас в Уфе 23,6 рубля. Первыми цены подняли заправки ОАО «Башкирнефтепродукт», а через пару дней по этой цене торговали уже все.
По нашим данным, в Челябинске цена на бензин другая: АИ-92 – 22,9 руб, АИ-95 – 24 рубля ровно. В Тюмени соответственно: 22,5 руб. и 23,5 руб. В Волгограде цены, похоже, еще не все подняли: 21 и 23,6 руб. В Казани два дня назад цена на АИ-92 поднялась до 22,5 руб., а полторы недели назад подняли на АИ-95 – до 23,5 руб. В Ростове АИ-92 стоит 22,4, а АИ-95 – 23,5.
По данным агентства ИТАР-ТАСС, от роста цен на бензин очень страдают и американцы – за последние пару недель цены выросли на 17 центов и составили в среднем по США 3,79 доллара за галлон. Галлон составляет 3,785 литра, значит для американцев цена бензина будет 1 доллар за литр. У нас сегодня курс доллара равен 23,65, т. е. «девяносто пятый» у нас стоит тоже 1 доллар, как в США. Только разница в том, что США свою нефть «берегут» и перерабатывают привозную, а мы и добываем сами, и перерабатываем, а все равно цены, как в Америке.
Понятно, что условия у нас разные – наши заводы построены в 50-х годах прошлого века, давно устарели, оборудование требует замены, и на месте, где у американцев работает 1 человек, у нас работают 10, поэтому и себестоимость производства бензина очень высокая. Кроме того, держать низкие цены в одном регионе, в то время как в других цены поднялись – нельзя, ибо это мгновенно стимулирует спекулянтов – и дешевый бензин просто исчезнет.
Как же формируются цены на бензин, скажем, в нашем регионе? Сначала мы обратились в ОАО «Башкирнефтепродукт», поскольку они первые подняли цены.
«У нас цены поднимают поставщики, – сообщила нам начальник отдела планирования ОАО «Башкирнефтепродукт» Элеонора Ардеева. – И формируют цены не уфимские нефтезаводы, а давальческие фирмы, которые поставляют нефтепродукты и перерабатывают их на наших заводах. Нефть идет, в основном, западно-сибирская. Доля нашей башкирской нефти очень невелика».
Эту информацию нам подтвердили на ОАО «Ново-Уфимский НПЗ». Тут нам сообщили, что на заводе нет даже отдела сбыта, поэтому за цены на производимый бензин они не отвечают. На ОАО «Уфанефтехим» тоже сказали, что к ценам на бензин никакого отношения не имеют и поэтому прокомментировать эту ситуацию не смогут. Назвать конкретные давальческие организации и их координаты все отказались, сославшись на коммерческую тайну.
«Сейчас, по моим сведениям, как раз объявлен борьба этой давальческой схеме, – сообщил нам начальник отдела управления активами уфимского филиала ООО «Аккорд-Инвест» Рушан Галишин. – Где-то год назад этот вопрос уже поднимался, и высказывались мнения, что эта схема не выгодна ни для кого. Сейчас все больше говорят о том, что нефть должна поставляться «Роснефтью» и давальческая схема скоро сойдет на нет. На мой взгляд, действительно, это принесло бы положительный эффект и возник бы какой-то управляемый рынок».
«Я прихожу постепенно к мнению, что нельзя внутри отдельно взятой страны сдерживать рост цен, скажем, на бензин, в то время как в мире они растут, – продолжает рассуждать Рушан Галишин. – Хотим мы этого или нет, произошла некая глобализация, и мы являемся частичкой того, что происходит на планете. Если цены для нас внутри страны сдерживать, то какой-то эффект мы увидим, но придется заниматься дотациями своих производителей. А это, в свою очередь, приведет к росту инфляции. Поэтому я уверен, что цены у нас будут такие же, как за рубежом».
«Если сдерживать цены, то это нельзя делать на уровне регионов. Это должна быть общефедеральная политика, – объясняет наш главный эксперт по макроэкономике, главный специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев. – Это можно делать, но нужно совместить с другими мерами. Если в одном месте бензин дешевле, а в другом – дороже, то у бизнеса возникнет мощный стимул к вывозу и продаже по высоким ценам. Поэтому придется вводить таможенные меры, чтобы вывозить бензин из страны было невыгодно – поднимать таможенные пошлины. А у нас сегодня пошлины на вывоз бензина ниже, чем на вывоз нефти.
А объективные причины роста цен на бензин внутри страны есть. Если нефтепереработка и нефтехимия отстают от мирового уровня, то они должны искать деньги на свое совершенствование. Но вопрос не в этом, вопрос в соотношении использования общих затрат от выручки на текущие затраты, на дивиденды или на инвестиции. У нас пока львиная доля уходит на дивиденды. Всю прибыль разделили между собой и говорят: у нас не хватает денег на инвестиции, поэтому надо поднять цены. Ну так надо сократить выплату дивидендов – но нет, это – святое!
Причем это относится к корпорациям и с государственным участием в том числе. Например, супербольшие дивиденды выплачивает «Газпром». А это государственная компания, во главе Совета директоров которой стоят великие люди. И снижать дивиденды они не захотят. А так нельзя, надо выбирать – либо ты работаешь для населения, либо для себя.
Решить это можно с помощью закона, прописав механизмы регулирования. Ограничить долю дивидендов таким образом. Можно разделить совокупную прибыль определенным балансом между налогами, инвестициями, дивидендами и прочими затратами. Но у нашего государства нет никакой политики в этом вопросе».
То есть опять все утыкается в политику, проводимую нашим государством. Бесполезно ругать отдельных производителей бензина или монополистов. Все эти процессы, оказывается, можно урегулировать, если только государство это реально захотело бы сделать.
А пока придется уфимцам покупать бензин в Уфе по цене США. Жалко только, что условия жизни у нас разные – по данным нашей Федерации независимых профсоюзов,в США пособие по безработице составляет 580 долларов в месяц (или 33% от средней заработной платы по США), а у нас это равно 13 тысяч 630 рублей, что почти равняется нашей средней заработной плате.
И если у американцев средняя зарплата выше нашей в 3 раза, то получается, что им покупать бензин по 1 доллару за литр в 3 раза легче. То есть, грубо говоря, они-то покупают его по 1 доллару, а мы – за три доллара. Такая вот арифметика...
Фото: Фото с сайта Хdriving.cn