«Неделю громких заявлений» после председателя Банка развития Владимира Дмитриева, который предложил инвестировать пенсионные накопления «молчунов» в депозиты коммерческих банков, продолжил и первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев в своем интервью газете «Время новостей». Его предложение вообще может шокировать кого угодно – создать новую систему управления золотовалютными резервами России (ЗВР), включив в нее частные управляющие компании.
Алексей Улюкаев предлагает создать специализированное агентство по управлению госактивами. «Эта идея в других странах апробирована. Суть состоит в том, что все-таки мы – ЦБ – не являемся инвестиционным банком. Мы что-то умеем, а что-то – нет», – заявил господин Улюкаев.
Эксперты связывают это предложение ЦБ с поручением действующего президента Путина на встрече с членами правительства 3 марта – подготовить предложения по оптимизации управления финансовыми резервами страны: резервным фондом, фондом национального благосостояния, золотовалютными резервами «с учетом ситуации на мировых рынках».
Можно ли жертвовать стабильностью в угоду доходности в такое неспокойное время, когда на Западе бушует финансовый кризис – это мы и попытались выяснить у наших экспертов.
«Мое мнение крайне негативное и отрицательное, – высказывается начальник отдела управления активами уфимского филиала ООО «Аккорд-Инвест» Рушан Галишин. – Такой шаг государства приведет, на мой взгляд, к «распиливанию» золотовалютного резерва и появлению в стране пары десятков новых Абрамовичей. Для страны в целом это никакого позитива не принесет, поскольку мы наступаем на одни и те же грабли – есть уже опыт передачи части пенсионных средств в коммерческие организации».
Не нравится Рушану Галишину и идея с передачей накоплений наших «молчунов»: «Я с ужасом смотрю на то, что же получится, если все пенсионные накопления собираются передать коммерческим банкам. Система еще не совсем отработана и эффективность вызывает некоторые сомнения.
Последние пару лет доходность Государственного Пенсионного фонда получается лучше, чем у негосударственных. Поэтому я считаю, что государственными запасами должны управлять государственные структуры. Пусть это управление консервативное, но тем не менее это все равно надежнее. В стране, где преобладает коррупция, работать с деньгами очень сложно. Ничего, кроме обогащения еще ряда олигархов это не даст».
«Опыта управления такими огромными массами золота у нас в стране нет, – тоже высказывает опасения директор уфимского филиала ИФК «Солид» Михаил Титов. – Скорее всего, Центробанк отдаст их под управление не нашим управляющим компаниям. Возможно, будут привлечены иностранные УК, поскольку у нас даже нет таких резервов, куда можно вложить такие объемы.
В свое время Путин уже спрашивал, а что будет, если нам разместить Стабфонд на фондовый рынок? На что Кудрин тогда ответил: ни в коем случае нельзя, поскольку это будет спекулятивный рынок. На данном этапе это не может быть российский рынок, если только в далеком будущем, когда капитализация его будет гораздо больше. Тут в конце марта все ожидают пенсионные деньги – раз в год Пенсионный фонд делает транши. Сумма будет около 1 млрд долларов, насколько я помню. И частные управляющие компании должны в течение 2 дней разместить эти средства на фондовом рынке. Это тоже огромная масса вывалится на рынок, а тут – золотовалютные резервы! Однозначно это пойдет не на российский рынок. У нас, возможно, будут частично размещены либо госбумаги, либо что-то еще».
Очень отрицательно к этой идее ЦБ относится и самый опытный наш эксперт – ведущий специалист Центра стратегических разработок при президенте РБ Герольд Багаев: «Когда говорят о резервах, прежде всего они должны служить надежности. А потом уже, если можно, по-минимуму думать об эффективности. Ибо задачи эффективности и надежности, как правило, не совпадают, а иногда вообще идут в разные стороны».
Как на одну из возможных причин такого решения Центробанка Герольд Багаев указывает на желание Правительства России участвовать в спасении американской экономики: «В таких условиях внешней нестабильности мы еще берем на себя функции спасения ипотечного рынка США. Господин Кудрин включил две крупнейшие ипотечные компании США в список «избранных» – список компаний инвестиционной декларации ЦБ – Fannie Mae и Freddie Mac. А они с убытками закончили прошлый год. Впечатление такое, что Центробанк не понимает, что американская экономика уже ненадежна. Ипотека – это знак. Прежде, чем корабль тонет, сначала появляется трещина. Американская экономика как корабль – трещит и разваливается. Ее надо латать, но почему это должны делать мы? Со стратегической точки зрения России интересно, чтобы американская финансовая система усилена или нет? Однозначно – нет!»
Побудительные причины таких глобальных решений, с которыми напрямую связаны финансовая и социальная стабильность в стране нам не узнать, но общее мнение экспертов – это непонимание и отрицание финансовой политики Правительства. После заявлений о том, что именно благодаря золотовалютному резерву нам не грозят финансовые кризисы, мы сами теперь толкаем свою финансовую опору в самую гущу мирового финансового кризиса. «Нажиться» на процентах в то время, как рушатся крупнейшие банки мира, вряд ли удастся. И лучше сейчас думать о стабильности в своей стране, чем о призрачных процентах.
Фото: Коллаж Анны СМИРНОВОЙ