Сеть салонов связи «Связной» больше не предоставляет «быстрые кредиты» в своих офисах продаж. Договор с банком «Русский стандарт» расторгнут. Случилось то, о чем предупреждали эксперты еще весной этого года. Время сверхприбылей от сумасшедших процентных ставок по экспресс-кредитам заканчивается.
Экспресс-банки, раздававшие «быстрые кредиты без залогов и поручителей», ловко маскировали проценты по кредиту, реальная ставка хитро дробилась на причудливый набор различных комиссий: заемщик подписывал договор, свято веря указанной в рекламе ставке в 10-15%, а позже с удивлением узнавал, что платить нужно в несколько раз больше.
В кредитовании возможны только два пути. Первый путь – тщательная проверка информации о заемщике. Второй – раздача кредитов направо и налево, что очень популярно сейчас в России. В этом случае процент заемщиков, не вернувших кредит, резко возрастает. Значит, надо окупать невозвраты завышенными ставками. Так и поступали до сих пор экспресс-банки: сумасшедшие ставки (реальные, а не «нарисованные» в договорах), доходящие до 70 и более процентов, обеспечивали банкам сверхприбыль. При таких дивидендах можно не обращать внимания на растущую просроченную задолженность. Но всему этому приходит конец.
Первый удар банкам нанес американский кризис ипотечного кредитования. Специалисты давно указывали на то, что лидеры потребительского кредитования: банки «Русский стандарт», «Хоум Кредит», «Кредит Европа» и «Ренессанс кредит» сильно подвержены рискам, связанным с рефинансированием долга. «В течение 12 месяцев им необходимы суммы для погашения долга, сопоставимые с 39, 17, 15 и 13% их активов соответственно», – сообщалось в аналитическом отчете Инвестбанка ING. А занимать на Западе стало трудно и дорого.
Второй удар был ожидаем – новая редакции положения ЦБ РФ 254-п (вступившая в силу в июле 2007 года) помимо жесткого указания о раскрытии эффективных ставок содержит и новые требования по резервам, которые необходимо формировать банкам, активно занимающимся потребительским кредитованием. Теперь четко и ясно прописано, сколько банк должен резервировать средств по кредитам населению. Все банки, которые занимались экспресс-кредитованием и имеют большие объемы проблемной задолженности, должны теперь создать многомиллиардные резервные фонды.
По данным рейтингового агентства «Эксперт», лидером является «Хоум Кредит», у которого задолженность превышает 27%. На втором месте – «Русский стандарт», его просрочка от выданных кредитов составляет 16%. Далее идет «Джи Мани банк» с долей просроченных кредитов – 13%.
Кроме того, банки обязали информировать своих потенциальных заемщиков о реальной ставке по кредитам с учетом всех скрытых комиссий. Первой жертвой пал «Русский стандарт», которому не удалось игнорировать указания Центробанка. После многочисленных обращений и жалоб граждан, деятельностью банка заинтересовалась Генпрокуратура. В итоге «Русский стандарт» объявил, что вообще отказывается от комиссий по своим потребкредитам.
Другие игроки рынка думали, что этим все и ограничится. Однако Генпрокуратура на достигнутом не остановилась. Следующим банком, куда пришли с проверкой, стал банк «Хоум Кредит». Пришлось банкам возвращаться к первому пути кредитования – проверке клиентов. С ноября «Хоум Кредит» требует от клиента и паспорт, и форму 2-НДФЛ, и копию трудовой книжки, а также водительское удостоверение или пенсионное страховое свидетельство. А в «Русском стандарте» перестали выдавать кредитные карты только по паспорту и жестко проверяют кредитную историю клиента.
В 2005 году рынок экспресс-кредитования был одним из наиболее динамично развивающихся сегментов с годовым ростом более 70%, то в 2006 году началось замедление роста, а по итогам 2007 года специалисты ожидают дальнейший спад (не более 7-10% роста). Представители банков объясняют это «насыщением рынка», не желая признавать, что время обмана заемщиков для них закончилось.
Вторая пострадавшая сторона – розничные сети. Помимо «Связного», «Русский стандарт» сотрудничал со всеми крупнейшими сотовыми ретейлерами – «Евросетью», «Цифроградом», «Dиксисом», «Беталинком», «Телефон.ру». Сегодня от 25 до 30 процентов сотовых телефонов продаются в кредит. Однако после ужесточения банками клиентских проверок, процент одобрения кредитов снизился с 60 до 10 процентов. Сейчас рентабельность дистрибуторов при продаже одной телефонной трубки в кредит составляет 20-25%. Если все банки ужесточат требования к заемщикам, рентабельность может снизиться до 15-18%.
По оценкам компании «Евросеть», объем продаж телефонов в кредит в России в 2007 году составит более $2 млрд при общем объеме рынка в $7 млрд. При этом средняя стоимость телефона в течение девяти месяцев 2007 года составила около $210, а цена телефона, проданного в кредит, порядка $290. По оценкам одного из участников рынка, упущенная прибыль «Связного» от прекращения сотрудничества с «Русским стандартом» может составить до $7,2 млн – 10% от объема месячных продаж розничной сети.
Комментариев от руководителей уфимского офиса «Связного» мы так и не дождались, но наш источник в компании сообщил, что руководство планирует заключить договор с другим банком. Была информация, что переговоры ведутся с «Ренессанс Капитал» и «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
Руководитель дирекции региональных общественных связей банка «Уралсиб» в Уфе Рушана Ибраева дала такой комментарий: «На смену экспресс-кредитам, оформляемым в магазинах, придет более эффективная и удобная форма – кредитные карты. Карту можно использовать в любой момент, так же, как и погасить задолженность. Процентные ставки по таким кредитам значительно ниже, чем по экспресс-кредитам. В то же время клиент, открывший в банке кредитную карту, более прозрачен для банка, чем оформивший разовый экспресс-кредит в магазине».