«Рост цен беспокоит, особенно на продукты питания», – сказал накануне президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства России. На что премьер-министр России Виктор Зубков ответил, что уже готовы поручения министерствам и ведомством, и вся работа начнется прямо с сегодняшнего дня.
Глава МЭРТ России Эльвира Набиуллина объясняет «скачку» цен в сентябре на мировых рынках на сельхозпродукцию несколькими фактами: «Прежде всего идет устойчивое повышение спроса со стороны растущих экономик Китая, Индии; есть спрос на сельхозсырье, на использование его в виде альтернативного вида топлива – биотоплива; большой эффект оказало снижение субсидий, а по ряду продукции – отмена субсидий в Европе».
«Для сдерживания роста цен правительство планирует принять ряд мер как в части внешнеторгового регулирования, так и в части борьбы с локальными монополиями на региональных рынках и стимулирования отечественного сельхозпроизводства», – сообщила Эльвира Набиуллина. В рамках чего уже внесен проект постановления правительства России по повышению пошлин на пшеницу и ячмень, рассматривается вопрос о пошлинах на молочную продукцию.
Судя по первым решениям, пока масштабных антиинфляционных мер Белый дом реализовывать не будет. Даже в случае с пшеницей правительство пошло лишь на мягкий вариант ограничений: на ее вывоз вводится десятипроцентная пошлина, но не менее 22 евро за тонну. Те же 10% пошлины, но не менее 70 евро за тонну, будут установлены на ячмень. Для этого товара пошлина является заградительной, но его экспорт невелик.
Еще одной обозначенной госпожой Набиуллиной мерой по борьбе с «продовольственной» инфляцией станет, видимо, введение экспортных пошлин на сухое молоко. По данным Молочного союза России, производство сухого молока в последние годы в РФ составляло 200-240 тысяч тонн, экспорт был близок к импорту, составляя порядка 80 тысяч тонн в год (экспорт – Северная Африка, импорт – страны СНГ).
Поставленные по итогам совещания у Виктора Зубкова задачи быстрого эффекта дать не могут. Скорее всего, правительство будет ждать данных первых недель октября 2007 года, чтобы определиться с антиинфляционной стратегией.
Матвей ВЕРЕСОВ